Ох. Вот вторая часть. А может вторая попытка что-то написать?
Вступление
Идея заново переписать статью возникла после просмотра некоторого
количества аниме. (каюсь, как отаку я до сих пор никудышное существо
число просмотренных мною аниме исчисляется штуками). Прежнюю же статью я
писал, просмотрев только Evangelion и пару тройку сериалов, показывавшихся
по телевидению.
Возможно я не прав, но после повторного перечитывания Мисима Юкио,
просмотра NGE, и длительного обдумывания всего увиденного/прочитанного я
пришел к одному спорному выводу:
Европейская культура, при рассмотрении человека, рассматривает не человека,
как независимое существо, а как набор отношений с другими людьми. Японцы же
рассматривают человека в отрыве от окружающих. Рассматривают не его
отношения с другими, а ЕГО самого. Пытаются понять не мотивы поступков, а
внутреннее состояние человека. Действие всегда сопровождается влиянием
стереотипов, правил. По действию никогда не удастся восстановить истинные
причины поступка.
Это хорошо заметно в том же Евангелионе где основная проблема Синдзи не
социальная роль, не отношения с другими, а осознание себя. То же и у Рей.
Только в большей степени (в связи со спецификой создания). Понять не "кто я
по отношению к окружающим", а "кто я". "Какой я". Не в сравнении с другими,
а сам по себе. Если выражаться языком физиков, европейцы привыкли
оперировать относительными понятиями. Японцы же абсолютными.
В словах "относительные", "абсолютные" нет никакого положительного или
отрицательного смысла. Это именно физические термины.
Итак, Синдзи. Мальчик с серьезнейшими проблемами. Ненавись к отцу, который
относится к сыну только как к инструменту. Вечное желание не решить проблему,
а убежать от нее. Сомнение в своих силах, возможностях. И вот, этот мальчик
встречает Каору. Сейчас я даже сомневаюсь, насколько Синдзи любил Каору.
Наверное, это все же не столько любовь в яойном смысле, как то самое чувство,
что описывается у Крапивина. Это то самое стремление к родственной (не важно,
на сколько это родство действительно существует важно то, на сколько его
ощущает сам Синдзи). Так вот, Синдзи ПОЧУВСТВОВАЛ, как близок ему Каору.
Может быть, это из-за судьбы Каору которую тот знал и не мог не сознавать.
А может из-за неприятия окружающего мира у Синдзи из-за проблем, у Каору
биологическое?.
Сам Евангелион имеет на мой взгляд один огромный недостаток, убивающий на
корню чуть ли не половину из ощущений после просмотра. Это хеппи энд.
Такое ощущение, что к моменту создания 26 серии автор уже вышел из депрессии.
И потерял чувство реальности. :(
Happy End в Евангелионе это то же самое "убегание" от проблем. Только теперь
уже не героями сериала, а самим автором. Ведь куда проще написать хеппи энд,
чем создать честный финал. От проблем, которые есть у главных героев,
автор просто отмахнулся, откинул.
Теперь о больном об убийстве Каору. Само убийство глубинный смысл его
можно понять только с "японской" точки зрения. Убийство это акт насилия
Синдзи не только над Каору, но и в первую очередь, над самим собой.
Убийство Каору финал, гармоничное завершение (да, да, именно гармоничное.
Все остальное убило бы ту самую ТРАГИЧНОСТЬ о которой пишет
Мисима Юкио в Исповеди Маски) отношений Синдзи и Каору. Именно черный фон
белой картины, позволяет увидеть именно картину, а не просто белый лист.
Так и здесь. Понять НАСКОЛЬКО Синдзи любил Каору можно только после убийства.
Только то, КАК убивает Синдзи показывает КАК он любил Каору.
ОХ, сложно писать о таком. Ощущения, переносимые на бумагу, становятся через
чур конкретными, очерченными. Дискретность слова убивает плавность мыслей.
Все получается каким-то двуцветным. Видимо, в том и состоит талант писать
умение уложиться в скупые слова так, чтобы передать оттенки мыслей. Увы,
дар доступный не всем, и обошедший большей частью меня. Так что извините за отнятое
время. :(