shounen.ru : Evangelion

Ох. Вот вторая часть. А может вторая попытка что-то написать?

Вступление
Идея заново переписать статью возникла после просмотра некоторого количества аниме. (каюсь, как отаку я до сих пор никудышное существо – число просмотренных мною аниме исчисляется штуками). Прежнюю же статью я писал, просмотрев только Evangelion и пару тройку сериалов, показывавшихся по телевидению.

Возможно я не прав, но после повторного перечитывания Мисима Юкио, просмотра NGE, и длительного обдумывания всего увиденного/прочитанного я пришел к одному спорному выводу:
Европейская культура, при рассмотрении человека, рассматривает не человека, как независимое существо, а как набор отношений с другими людьми. Японцы же рассматривают человека в отрыве от окружающих. Рассматривают не его отношения с другими, а ЕГО самого. Пытаются понять не мотивы поступков, а внутреннее состояние человека. Действие всегда сопровождается влиянием стереотипов, правил. По действию никогда не удастся восстановить истинные причины поступка.
Это хорошо заметно в том же Евангелионе – где основная проблема Синдзи – не социальная роль, не отношения с другими, а осознание себя. То же и у Рей. Только в большей степени (в связи со спецификой создания). Понять не "кто я по отношению к окружающим", а "кто я". "Какой я". Не в сравнении с другими, а сам по себе. Если выражаться языком физиков, европейцы привыкли оперировать относительными понятиями. Японцы же – абсолютными.
В словах "относительные", "абсолютные" нет никакого положительного или отрицательного смысла. Это именно физические термины.
Итак, Синдзи. Мальчик с серьезнейшими проблемами. Ненавись к отцу, который относится к сыну только как к инструменту. Вечное желание не решить проблему, а убежать от нее. Сомнение в своих силах, возможностях. И вот, этот мальчик встречает Каору. Сейчас я даже сомневаюсь, насколько Синдзи любил Каору. Наверное, это все же не столько любовь в яойном смысле, как то самое чувство, что описывается у Крапивина. Это то самое стремление к родственной (не важно, на сколько это родство действительно существует – важно то, на сколько его ощущает сам Синдзи). Так вот, Синдзи ПОЧУВСТВОВАЛ, как близок ему Каору. Может быть, это из-за судьбы Каору – которую тот знал и не мог не сознавать. А может из-за неприятия окружающего мира – у Синдзи из-за проблем, у Каору биологическое?.
Сам Евангелион имеет на мой взгляд один огромный недостаток, убивающий на корню чуть ли не половину из ощущений после просмотра. Это хеппи энд. Такое ощущение, что к моменту создания 26 серии автор уже вышел из депрессии. И потерял чувство реальности. :(
Happy End в Евангелионе – это то же самое "убегание" от проблем. Только теперь уже не героями сериала, а самим автором. Ведь куда проще написать хеппи энд, чем создать честный финал. От проблем, которые есть у главных героев, автор просто отмахнулся, откинул.

Теперь о больном – об убийстве Каору. Само убийство – глубинный смысл его можно понять только с "японской" точки зрения. Убийство – это акт насилия Синдзи не только над Каору, но и в первую очередь, над самим собой. Убийство Каору – финал, гармоничное завершение (да, да, именно гармоничное. Все остальное убило бы ту самую ТРАГИЧНОСТЬ о которой пишет Мисима Юкио в Исповеди Маски) отношений Синдзи и Каору. Именно черный фон белой картины, позволяет увидеть именно картину, а не просто белый лист. Так и здесь. Понять НАСКОЛЬКО Синдзи любил Каору можно только после убийства. Только то, КАК убивает Синдзи показывает КАК он любил Каору.


ОХ, сложно писать о таком. Ощущения, переносимые на бумагу, становятся через чур конкретными, очерченными. Дискретность слова убивает плавность мыслей. Все получается каким-то двуцветным. Видимо, в том и состоит талант писать – умение уложиться в скупые слова так, чтобы передать оттенки мыслей. Увы, дар доступный не всем, и обошедший большей частью меня. Так что извините за отнятое время. :(

(c) George Shuklin 2001