shounen.ru - Рассуждения про аниме
Что я жду от аниме?О жанровых предпочтенияхАниме в России. Год 2005Что такое аниме?Одиночество во время просмотраЗаконы этикиМахо-сёненToransforma vicutoriАниме. Вопрос доверия.Настроение просмотраOpenings & EndingsПалитраЧто смотримKill Bill. Гайдзины и аниме"торкнуло"концептуальностькавайЭпосАтмосфера...Слои в анимеTV vs OVAРеализм давить...Давить!Боевой духПродажа анимеФэнсервисJRPG: Grandia2Seiyuu: Mirayama Yuko

Терминология - концептуальность

Если с понятием «торкнуло» можно разобраться довольно просто, то вот второй термин, который наиболее существенен для меня в просмотре аниме — это концептуальность. И сложнее он на несколько порядков. Хотя бы по тому, что "торкнуло" — это описание МОЕГО внутреннего состояния. А вот концептуальность — уже свойство произведения.

Концептуальное аниме. Какое оно?

Синонимом «концепция» являются (с точки зрения лингво) Syn: понятие, идея. Концептуальное аниме — аниме несущее идею. Не существенно какую именно. Будь то заумные рассуждения на тему отношений бога и человека, или понятная и простая деская фраза «давайте жить дружно».

Так что же теперь, всякое аниме концептуально? Нет. Как говорили на Руси — «то бы слово, да не так бы молвить».

В первую очередь концептуальность подразумевает доминанту некой ИДЕИ над всем остальным. Доминирование и преобладание такой силы, что каждое движение, каждый кадр подчинён одному — более точному и чёткому формулированию этой самой идеи, понятия. Концепции.

Чем более произведение подчинено главному понятию, тем более концептуальной является вещь. С одной стороны это хорошо. Как апогей, как вершина и пока ни кем более не достигнутый уровень я могу назвать мувишку Утены. Где каждый кадр, каждая деталь подчиняется одной цели — донести идею.

Идея, понятие. Образ. Если цель донести образ, то тут как раз и появляется действительно красивый антураж. Как ярчайший пример — Tenshi Kinryoku (Angels Sanctuary).

Вообще, с подобными вещами ситуация сложная. С одной стороны, наличие обоснования у графических образов, наличие ИДЕИ обогащает действие, придаёт ему лёгкий оттенок отрешенности от сиюминутности, глубины.

С другой... Как у всякого лекарства, у концептуальности есть дозы, когда она превращается в яд.

Когда поток символичных образов, намёков и обещаний становится столь велик по сравнению с сюжетом, с персонажами, что произведение как класс рассыпается на кусочки. Превращается в несвязную кучу обрывков. Такой, например, получилась Nazca.


©30.10.02