shounen.ru - Рассуждения про аниме
Что я жду от аниме?О жанровых предпочтенияхАниме в России. Год 2005Что такое аниме?Одиночество во время просмотраЗаконы этикиМахо-сёненToransforma vicutoriАниме. Вопрос доверия.Настроение просмотраOpenings & EndingsПалитраЧто смотримKill Bill. Гайдзины и аниме"торкнуло"концептуальностькавайЭпосАтмосфера...Слои в анимеTV vs OVAРеализм давить...Давить!Боевой духПродажа анимеФэнсервисJRPG: Grandia2Seiyuu: Mirayama Yuko

Fight Spirit

Одно из того в аниме, что заставляет меня с упоением, с восторгом следить за происходящим на экране, порою на протяжении 50 и более эпизодов,— это боевой дух.

Давно известно, что любая драка — мордобой. Что любая война — это тысячи (а то и сотни тысяч) убитых, ранененых, искалеченых. Что ни в какой войне нет романтики. И вместо красивых поединков в уличных драках — лишь удары, подножки, а то и «перья» в рукаве. Нет правды в драке.

Да и вообще, я пацифист!

Но... Блин, посмотрите любое настоящее shounen-аниме (да и не только shounen). Hajime no Ippo, Flame of Recca, Hunter x Hunter, Kenshin, Shaman King, Star Ocean Ex, Get Backers, Rave...

Вообщем, любое аниме, сводящееся к поединкам один-на-один.

Разве там главное - кто кого бьёт? Как бьёт? В половине из них даже кровь толком не показывают, не говоря уж о подробной прорисовке ударов.

Нет. Не в них дело. Главное - то, что говорят перед боем, во время многочисленных перерывов и остановках во время боя. А иногда - прямо во время самой битвы. Посмотрите на то, что говорят. Как говорят.

Это — главное. Это создаёт атмосферу, это даёт силу и красоту поединку. Поединку не спешалов, ударов — поединку духа. Кто сумеет обосновать свою победу, кто проявит большую волю к победе — тот и побеждает (и даже не всегда этот «кто-то» главный герой).

Ради этого настроя, ради этих патетичных, возвышенных речей, и смотрятся эти сотни серий. Смотрятся на одном дыхании, серия за серией.

Даже не обязательно, чтобы били морды. Можно бегать на скорость (Battle Athletes), играть в Го (Hikaru no Go) или кататься на машинах (Initial D). Всё равно что именно. Главное — это настрой поединка, мысли и эмоции сражающихся. Умение предугадать, понять стратегию соперника.

И насколько смешно, пошло и глупо против этого духа, воли к победе, смотрятся боевики. Даже не боевики, практически все фильмы с поединками. Не важно, насколько сильными были спецэффекты. Они — лишь светящиеся пикселы на экране. Если нет боевого настроя, если не ощущается важность и кульминационность момента — всё пропадёт в суе. И даже жалкие попытки игры со временем (замедление и ускорение его хода, рекапы) в последних фильмах — лишь тень того, что можно видеть в аниме. Пожалуй, был только один фильм, сумевший показать этот дух, настрой сражающихся. Показать внутренний смысл схватки. Это китайский HERO, за что величайший поклон его режисёру.

Впрочем, больше об аниме.

Подобное, «боевое» аниме, на кажущуюся на первый взгляд примитивность и простоту, очень и очень чуствительно к фальши и халтуре. Тот же Arc the Lad или Shaman King (ближе к концу) тому яркая иллюстрация. Вроде всё то же. Те же интонации, почти те же фразы. Почти. Не хватает чуть-чуть. Обоснованности. Пол-шага в сторону, и вместо чуть-чуть трагичного, сурового, удавившего глубоко внутри себя боль и слёзы от потери друзей героя, перед нами болтливый клоун, не имеющий ни капли «силы духа» за спиной. Тогда его ресарректы (воскрешения после «фатальных» ударов противника) выглядят глупо, надумано. Похожи на читерство.

Ещё немного об этих самых «воскрешениях». Сторонний наблюдатель, глядя на Kyoto Battle в Кеншине или на череду воскрешений в Rave усмехнётся. «Ну да, а потом он снова встал и ринулся в бой, потому что ещё 30 серий до финала» — вполне резонный коментарий. Возможно, имеющий долю истины. Но, блин, у кого в финале битвы Kenshin'a и ShiShiO хоть что-то запротестовало, когда Кеншин «восстал из мёртвых»? Нет! Потому что был боевой дух. Была сила, воля. Было что защищать, было ради чего сражаться. И не было права проигрывать.

Вот это основное в анимешных схватках. Они не имеют ничего общего с реальными боями. Это просто визуализация ауры, силы духа. Это ПРАВИЛЬНЫЕ схватки. Которые развиваются по своим, внутренним, идеальным законам. В этом их отличие от «реалистично-боевых» фильмов.

Тайминг любой боевой сцены в аниме не имеет отношения ни к каким реальным вещам. Одна, многочасовая (по сюжету) битва, но лишённая важности, может промелькнуть на экране за пару минут (а то и меньше). Другая же, длящаяся три минуты, может растянуться на пять-шесть серий (6 серий по 20 мин — два часа). Моменты битвы перемежатся мыслями, эмоциями, размышлениями. Главного героя, его оппонента, зрителей. Каждый говорит свою линию, все они вместе, подобно театральным ролям, сливаются вместе в великой постановке. В финале которого победа не плоти, но духа. Финальный удар - это не просто «превосходящие силы, сокрушающие противника» — это торжество Идеи, которую несёт Главный Герой.

Всё происходящее напоминает экзотический и завораживающий танец.

Герои сходятся в битве, принимают торжественные позы, говорят монологи, речи.
Герои противопоставляют не грубую силу, не оружие, но волю и боевой дух.
Герои творят Совершество.


© 04.10.2003