shounen.ru - Рассуждения про аниме
Что я жду от аниме?О жанровых предпочтенияхАниме в России. Год 2005Что такое аниме?Одиночество во время просмотраЗаконы этикиМахо-сёненToransforma vicutoriАниме. Вопрос доверия.Настроение просмотраOpenings & EndingsПалитраЧто смотримKill Bill. Гайдзины и аниме"торкнуло"концептуальностькавайЭпосАтмосфера...Слои в анимеTV vs OVAРеализм давить...Давить!Боевой духПродажа анимеФэнсервисJRPG: Grandia2Seiyuu: Mirayama Yuko

Аниме. Вопрос доверия.

Я уже вскользь упоминал про важность доверия автору.

Но сейчас (где-то в середине просмотра I, my, me, Strawberry Eggs) мне хочется более подробно сфокусироваться на этом явлении.

Как всегда, в случае сравнения, козлёнком отпущения мы выберем несчастный Голивуд.

Ассортимент фильмов. Фильмов разных. Тут вам и кровавая драка, и закрученный детектив, в котором даже автор не совсем понимает смысл происходящего, и психологическая драма с крутыми парнями и большими пушками. И мистические фильмы, настолько не отличающеся друг от друга, что зрителю становится страшно. Но попадаются и фильмы хорошие. Иногда. Случайно.

Что думает "среднестатистический зритель", когда берёт смотреть очередую вещь? Волей-неволей, благодаря большому количеству плохих фильмов, он (зритель) вынужден изначально критически относиться к происходящему. Иначе его ждёт весьма и весьма приятный момент - когда бездарность очередного автора даст о себе знать в полную силу. Становится противно и немного обидно за потраченное время и "вложенные в просмотр" эмоции. Критический, скептически-насмешливый взор убережёт от разочарований, а бездарность и глупость позабавят. (Впрочем, есть ещё один путь. Сугубо американский. Жевать всё, что дают. Тогда не будет обидно, а фильмы будут интересными.)

Соотношение хороших и плохих фильмов такое, что не-критический взгляд или приводит к полнейшему разочарованию, или к потере вкуса.

Зритель, пытаясь сохранить свою "вкусовую нишу", но при этом не скатиться в старчески-вочащее отрицание всего и вся, цепляется к вторичным критериям. "Буду смотреть только кассовые фильмы". "Буду смотреть только фильмы с участием [...]". "Буду смотреть фильмы под режисурой [...]".

Но все эти критерии так и остаются вторичными. Совсем не уберегая зрителя от пустых, глупых, и совсем скучных вещей.

Да, вообщем-то, большинство "постоянных зрителей" американских фильмов не очень-то и пытаются "уберечься".

Теперь об аниме. Возьмите список того, что посмотрели. Пробегитесь глазами. Отметьте то, что у вас вызвало внутреннюю реакцию "не верю", "чушь". Я таких могу назвать 2-3 вещи. Из всех тех десятков (если не сотен), что я отсмотрел.

Аниме предпологает доверие авторам. Которое они оправдывают. Да, да, конечно, сейчас голос с задних рядов скажет, мол, в Россию попадает только то, что прошло многоступенчатый отбор. И, мол, плохие вещи просто "не доходят".

Но ...Господа, фильмы тоже не все попадают в Россию. А только те, которые прошли отбор. Почему же подойдя к прилавку с фильмами я вижу шедевры америсканского юмора в форме "100 девчёнок", "пирога", "где моя тачка"? И почему, зайдя в каталог с аниме я вижу KOR, "I, my, me..", FLCL, Inu Yasha, Kodomo no omocha?

А ведь у меня сейчас не подборка того, что мне нравится, а просто "поток". То, что я скидываю на болванки.

Разница заметна? Думаю, да.

Дело именно в этом. Даже самые бездарные вещи вроде Earth Girl Arjuna, Nazca, и иже с ними на порядок выше "среднячка" из фильмов.

Не знаю от чего это зависит. То ли японский подход к работе (то, что иногда именуют никому толком не понятным словом "менталитет"), то ли совершеннейшая убогость киноиндустрии (с упором на слово "индустрия").

Аниме, имея в качестве целевой аудитории детей и подростков, изначально предпологает доверие. Те, кто ещё в детстве видел Макросс (пардон, Роботек), Гайвера, Трансформеров, те, я думаю, поймут о чём я. Ребёнок, подросток ВЕРИТ тому, что ему показывают. И если с ним говорят на нормальном (а не сюсюкающе-заскивающем языке Диснея/Fox Kids), то он верит.

Автор, имея доверие "почти авансом" может позволить себе ходить по грани (я об этом уже писал ранее - когда одно неловкое движение, и телевизор выключается со словами "какая глупость"), говорить вещи, недозволенные другим. Лезть в те закоулки души, куда редко кого пускают.


© 21.06.2002