shounen.ru — обзоры аниме
Tengen Toppa Gurren LagannMononokeZipangNow and then, here and thereKore ga watashi no goshujin-samaGeneration of EvangelionBuzzer BeaterTwin SpicaLovelessSamurai ChamplooGenshikenSoukyuu no FafnerCowboy BebopSoul TakerEikyuu KazokuUltra ManiacMaico 2010

Алфавитный список обзоров© copy rules

[Cowboy Bebop]

Cowboy Bebop. Mars Весь сериал построен на миниатюрах, объединённых лишь героями и настроением. Замкнутые истории, длиною в один-два эпизода, не связанные друг с другом. Каждая самостоятельна. И каждая о своём. Но через практически все проходит странная, почти необъяснимая тоска. Все доступные художественные средства, все методы используются для её очерчивания, для усиления впечатления. Порою, тоска скрыта, едва ощутима, порою, является лейтмотивом истории. Она проявляется у разных людей в разных формах, по разным поводам, от Cowboy Bebop. Eien комедийных до трагичных. Но само ощущение, ощущение грустного увядания, сожаления в смеси с обидой проходит через весь сериал. Даже в самых глупых и комедийных сериях, не имеющих под собою никаких мотивов, никакого символизма, даже в них это ощущение, пусть невербально, пусть без смысла, но всё же проявляется.

Проработка большинства персонажей ошеломляет. Это великая редкость в аниме, когда почти все, главные и второстепенные персонажи говорят и действуют не как марионетки, не как «классические анимешные герои». Тонкие оттенки, эмоции и выражения лиц. В Бибопе они значат, наверное, больше, чем слова. Многие сцены, как формирующие атмосферу, так и сюжетообразующие, строятся почти целиком на эмоциях, выражаемых не столько словами, не столько голосами сейю, сколько выражением лиц. Это непривычно. В аниме почти стандартом стали яркие эмоции, выражаемые голосом. В Бибопе голоса хороши (сияет звёздная Хаясибара в роли Фэй Валентайн). Но через лица, через мимику авторам удаётся передать большее. Сомнение, принятие решения, скрытую боль... Множество тончайших оттенков душевных переживаний, не у всех из которых даже есть чёткие названия, но которые понятны с первого взгляда.

Cowboy Bebop. Вишаз Самым большим провалом является Вишаз, и вся завязанная на него сюжетная линия. Недаром сейю, который его озвучивал (Norio Wakamoto), был выбран на роль патетично-комедийного персонажа в 2x2 Shinobuden. Слишком много показной патетики несёт его голос для жизненного и чуть-чуть молчаливого сериала, каким является Бибоп. Будь Вишаз злодеем в сёдзе-сериале, то да, безусловно, все эти гротескно-готичные образы: чёрный ворон, белый плащ, кровавые слёзы, истончённая фигура яойного бисёнена-злодея смотрелись бы замечательно. Но в Бибопе он, не являясь ни капли комедийным персонажем, выглядит глупее ковбоя (самурая) Энди. В полную силу ощущается его аляповатость, искусственность.

Cowboy Bebop. ed Вся, постепенно развивающаяся история, связанная с Вишазом, увы, противоречит общему стилю сериала. Если посмотреть, то история каждого из героев рассказывается кратко, завершённо. К концу истории не остаётся вопросов «кто?, почему?». Встреча Спайка и Вишеса оставляет только лишь вопросы, не давая ответов. Безусловно, фон, который создают эти серии, очень и очень пригодится во время Real Folk Blues, но сами они — пустышки, они скучны и тривиальны.

Буду честным, вся история Спайка и Джета, не особо оригинальна. Финальный поступок Спайка на фоне этой истории выглядит ещё большей тривиальностью (за это и ругают, наверное, заслуженно, Cowboy Bebop). Если второстепенным историям, с которыми соприкасается Спайк, допустимо быть глуповатыми, тривиальными, то когда сам Спайк оказался в положении, в котором оказывались ранее лишь второстепенные персонажи, и повёл себя так же, это вызвало обоснованное неудовольствие зрителей.

Cowboy Bebop. Fey Фэй Валентайн — самый яркий персонаж Бибопа. Её личность раскрывается медленно, от первой комедийной ветрености и пустоты в первых сериях (именно такой она выглядит для окружающих) до страшной, холодящей душу сцены на земле, в нарисованном доме. От первого изящного подманивания пролетающих мимо космических кораблей эротичным голосом до сцены расставания со Спайком, до бессмысленных, бесполезных, отчаянных выстрелов в потолок. Именно у Фэй мимика, едва заметные изменения в лице, говорят больше, чем интонации. Фэй слишком хорошо контролирует себя, чтобы голосом выдать свои чувства. И она слишком ранима и испугана, чтобы сказать их вслух. И её душу раскрывают через взгляд, через спрятанную в уголках губ горечь, через безвольное падение рук. Судьба подводит Фэй к полной катастрофе. Cowboy Bebop. Spike Таинственное прошлое оказывается пустым и никчёмным, а надежда на будущее рушится под тёмным прошлым Спайка. Это действительно катастрофа. Не трагичный финал, не классический крик главного героя, которому сделали плохо. Это крушение жизни. Медленное, неторопливое. Почти ни в один момент ничего не происходит. Лишь сила инерции тянет всё ближе к краю, за которым даже не пропасть, за которым пустая, серая жизнь, от смерти отличающаяся лишь бытовыми неудобствами.

Cowboy Bebop. Jet Спайк и Джет. Персонажи яркие, запоминающиеся. Но в то же время, увы, в силу своей роли в сериале, теряющие индивидуальность. Их судьба, их отношения с обществом почти целиком описываются двумя фразами (по одной на каждого): честный коп, ушедший из коррумпированной полиции, и благородный мафиози, расставшийся с кланом. Оба — «охотники за головами». Яркость их образов больше создаётся внешними атрибутами — фигурой, стилем боя, манерой говорить, галантным обхождением Спайка с противниками, суровыми интонациями Джета.

Эд — почти «не персонаж». Она симпатичная, она очаровательная, она Cowboy Bebop. Ed непосредственная. Но большей частью исполняет роль декорации, на одном уровне с Эйн (мудрой псиной). Пара ущипнувших душу моментов в встрече с отцом, это скорее следование общему мотиву сериала, нежели раскрытие Эд, как самостоятельной личности. Уход Эд — это не путь самой Эд, это ещё один удар по рассыпающемуся Бибопу. Символ одиночества. Эд, вместе с Эйн символизирует дом для Спайка и Джета. Их уход оставляет Бибоп пустым, тёмным, полным одиночества.

Cowboy Bebop. Seller Масса второстепенных персонажей, даже, наверное, не второстепенных, а третьестепенных удивляет живой образностью. Вспомним лишь нескольких: продавщица домашних животных из первой серии, Heavy Metall Queen, женщина, сопровождавшая преступника в первой серии, мальчишка, потерявший жизнь ради зрения своей сестры....

Эти образы просты, ясны, понятны. Но каждый из них раскрывает свой уникальный характер, фактически, показывает целый пласт культуры (как в случае с Heavy Metall Queen), рисует судьбу и философию людей в нескольких штрихах.

Мир Бибопа — одна из составляющих его очарования. Далёкий постапокалипсис, элементы киберпанка. Он такой же грустный, как и психологический настрой Cowboy Bebop. Woman сериала. Мир, в котором нет надежды. В Uchu no Stellvia, человечество, пережившее кошмарную катастрофу, возрождается. Видна надежда. Мир Бибопа — просто существует, без всякого устремления, без мотива для единого порыва человечества, без идеи о том, «как жить дальше». Старые пороки, обретя достижения НТР, становятся лишь более гротескными, а произошедшая в прошлом катастрофа ударила больше по правительствам, чем по криминалу.

Этот мир реалистичен. И страшен. Страшен потому, что, наверное, именно таким бы был наш мир в подобной ситуации. Засилье корпораций, внезапно оказавшихся обладателями жизненно-необходимой для человечества транспортной системы (и виновной в той катастрофе, постигшей человечество). Криминальный синдикат, против которого не рискует выступать полиция. И безнадёжность. Безразличие. Лучше всего это показано в первой серии, где провинциальный городок, переварив все достижения науки, скатился в полуживотное, дремотное состояние. Среди всех людей, которых показали за весь сериал не было ни одного, у которого был бы свет в глазах. Была тоска, была рушащаяся надежда, была даже мирная спокойная жизнь. Но ни у кого не было мечты о будущем. Ещё один штрих в картину грустного угасания, вырисовывающуюся через все эпизоды.


© 05.04.2005-01.05.2005