shounen.ru — обзоры аниме
Tengen Toppa Gurren LagannMononokeZipangNow and then, here and thereKore ga watashi no goshujin-samaGeneration of EvangelionBuzzer BeaterTwin SpicaLovelessSamurai ChamplooGenshikenSoukyuu no FafnerCowboy BebopSoul TakerEikyuu KazokuUltra ManiacMaico 2010

Алфавитный список обзоров© copy rules

Chrono Crusade

Chrono Crusade. AzumariaС одной стороны каноническое аниме. С другой стороны — совершенно неожиданная, удивляющая, восхищающая вещь. С одной — вторичная штамповка, почти бездарность. С другой — талант и оригинальность.

Начну с первого.

Главное, самое плохое, что есть в Chrono Crusade — это отсутствие художественной целостности. Отдельные моменты, о которых пойдёт речь ниже, идеи, персонажи, красивые и правильные голоса, харизматичность, в общем, всё то, за что я буду хвалить Chrono Crusade, всё это не сливается в единый образ. Как правильно заметили на форуме в процессе обсуждения, Chrono Crusade напоминает беспорядочно наваленные комья земли.

Это плохо. Это ОЧЕНЬ плохо. Потому что если нет некой общности, внутреннего единства всех составляющих, то произведение априори слабое. Шаткое и неустойчивое, лишённое внутреннего стержня. О таком нельзя сказать «гениально», сколь бы гениальными не были отдельные её части. Произведение, лишённое единства, подобно мёртвому человеку. Отдельные черты лица, тела его могут пленять и очаровывать, но никогда они не обретут силы, способности к самостоятельной жизни. Потому, разбирая и любуюясь отдельными частями Chrono Crusade, я вынужден всегда себя останавливать на частном, потому что в общем нет жизни, нет смысла.

Chrono Crusade. deathИ всё же, несмотря на раздробленность, «идеологическую невыдержанность», в Chrono Crusade есть много интересного, красивого, необычного. И даже почти шокирующего несовместимостью с анимешными канонами.

Для начала, о мире, в котором происходит дело. Это альтернативная реальность США 20ых годов. Альтернативная она не только потому, что тут присутствуют в полный рост демоны, пророки, боевая магия, астрал. Но и по причине «альтернативного христианства».

Христианство в Chrono Crusade совершенно не похоже на папизм/гугенотство. Это чистой воды просинтоистская религия, спокойно утверждающая политеизм (многобожие), отсутствие принципиальной разницы между «Ним» (Богом) и всеми остальными супернатуральными существами, демонами. Базируясь на этой концепции (раз нет принципиальной разницы, значит любой демон может заменить бога, надо только постараться), собственно, и развивается сюжет. Конечно, можно предположить, что подобная «псевдорелигия» просто результат плохого знания авторами христианских догматов, но мне всё же более предпочтительным представляется первый вариант, так как в случае второго, весь сюжет будет представлять из себя бред сивой кобылы. Но сюжет всё же есть, он ощущается, и в связи с его аккуратностью и непротиворечивостью, первый вариант (альтернативная религия в альтернативном мире) явно выигрывает по конструктивности.

Chrono Crusade. ОсквернениеСмешение христианского антуража, синтоизма, а так же желание сделать очередную «могущественную организацию, спасающую мир от нечистых сил» и приводит к забавным кадрам, когда отряд монашек, вооружённых автоматическими крестомётами расстреливает неудачливую нечисть. Вначале, когда синтоистская подоплёка ещё не проявляется в полную силу, подобные вещи выглядят бредовым фарсом. Очень весёлым и оригинальным. В этом проявляется определённая эстетичность, в «монашках-суперагентах», в навороченных «джеймсбондах в рясах», в хайтечных гаджетах по уничтожению нежити.

Ко всему вышеупомянутому добавляется ещё и классическая анимешная «бодяга» в форме фэнсервисных постоянно появляющихся трусиков, старейшины (какие, нафиг, старейшины в христианстве?), пытающегося заглянуть под юбки монашкам и пощупать их груди, классическое противостояние сумасбродной главной героини-суперагента и её шефа, более взрослой и более обстоятельной женщины. Добавляется к этому опять же, построенная по канонам классического аниме, и «милая особенность» главной героини — она всё время ломает самую дорогую технику, которую ей вручают для выполнения заданий.

В дальнейшем же, появляется и не менее канонический rival, более взрослая, более богатая, более успешная женщина, с которой главная героиня вступает в отчаянную женскую схватку за первенство.

Chrono Crusade. ДефусЕсть канонический «прекрасный принц», в которого влюблена главная героиня и ещё половина женского населения ордена (в нашем случае это юный священник). Есть «друг», который воспринимается сугубо с платонических точек зрения (собственно, сам Chrono).

В общем, по всем признакам каноническое построение. Милое, приятное, местами забавное и весёлое, но совершенно тривиальное.

...Да, господа, чуть не забыл. [spoiler warining], всё ниженаписанное будет нехорошим спойлером, который очень подпортит ощущения от просмотра.

И, как во всяком, подобного плана аниме (мне вспоминается, как минимум, Hyperpolice, Blue Seed), в Chrno Crusade, по мере приближения к кульминации, весёлая атмосфера начинает заменяться сначала драматичной, потом трагичной, постепенно устремляясь к предапокалиптической истерике.

До какого-то момента, апокалипсис был так же каноническим. До определённого момента...

Chrono Crusade. Демонёнок по имени ХроноИ начиная с этого момента, всякая тривиальность исчезла.

Для начала сюжет (как я уже предупредил, это спойлер). В подобного плана каноническом аниме зло просто физически не может победить главную героиню. Никак.

В Chrono Crusade побеждает. Причём побеждает ультимативно, так, как не во всяком аниме побеждают главные герои, доказывает не только свою силу и превосходство, но и эмпирически подтверждает свои теоретические выкладки о "наставшей поре революции" и исторически-предрешённой победе сил зла над силами добра.

Впервые я вижу, что канонический анимешный злодей-бунтарь, этакий яойный бисёнен, готовый сорваться в истерический смех, в оный самый истерический смех не срывается, проявляет в высшей степени разумность, рассчётливость, точность.

И побеждает! Победа априори злого персонажа, который ни на йоту не похож на «замаскированного хорошего, но страдающего», который и олицетворяет Зло и им же, Злом и является. Такая вещь не укладывается в голове.

Chrono Crusade. АйонПомимо всего прочего, он, победитель, демон по имени Айон, воплощение сатаниста. Не того страшного призывателя «сотоны», которого показывают в первых сериях. Того сатаниста, о котором писал Лавей. Умного, сильного, не причиняющего зла напрасно, но не колеблящегося ни в каких зверствах ради собственных интересов, ставящий личную свободу выше всех прочих ценностей. Готовый предать друзей, сохраняющий достоинство во всякой ситуации, не становящийся на колени ни перед кем.

Феноменально! Не знаю, задумывались ли авторы аниме о таком полном и сильном, убедительном и правдивом образе. Но я думаю, знай они, архетип чего у них получается, они бы остановились раньше.

Одной сюжетной развязки было бы довольно, чтобы признать Chrono Crusade весьма необычным.

Были ещё сёйю, играющие так, как я уж не ожидал услышать сейчас, играющие в «старой школе». Пусть их голоса звучат слишком театрально, пафосно и патетично. Но вместе с постепенно нарастающим напряжением сериала, их игра всё менее напоминала театр, и всё более затягивала.

Chrono Crusade. СмертьТо же касается и рисовки. Всякие там «самоцветные ведьмы» глупо выглядели вначале. Но ближе к финалу, стильность, красота, эстетика, игра контрастов, замирающие позы создали удивительное ощущение. Образы воспринимались самостоятельно, без связи с сюжетом, подобно отдельно нарисованным талантливым полотнам.

Среди всех интересных и красивых сцен, которые появлялись в последних сериях, отдельно надо выделить смерть Розетты и Хроно. Невероятно сильная, злая, правдивая и красивая. Дай боже каждому умереть ТАК! Я уж забыл, когда от аниме у меня першило в горле, дрожали слёзы в глазах. Не от жалости, не от сопереживания. От красоты сцены, от её глубочайшей силы. Ни капли пошлости, ни капли банальной истёртой анимешной героичности и самопожертвования.

Никто не хочет умирать, смерть страшит всякого. Но смерть приходит. И выражения лиц у Розетты и Хроно, слёзы, интонации голоса... Одна эта сцена стоит всего сериала. Быть может это кощунственно, но по силе воздействия, по силе внутренней убедительности, правдивости, я её могу сравнить только с Некрасовскими строками «...душа переворотится, как звякнут в этой рученьке два медных пятака».

Самостоятельная сцена. Злая и грустная, лиричная и печальная, благородная. После того, как я сейчас, в процессе написания статьи, вспомнил о ней, даже не хочется говорить о другом. Слишком высокий моральный уровень, по сравнению со всем остальным.


© 31.08-03.09.2004