shounen.ru — обзоры аниме
Tengen Toppa Gurren LagannMononokeZipangNow and then, here and thereKore ga watashi no goshujin-samaGeneration of EvangelionBuzzer BeaterTwin SpicaLovelessSamurai ChamplooGenshikenSoukyuu no FafnerCowboy BebopSoul TakerEikyuu KazokuUltra ManiacMaico 2010

Алфавитный список обзоров© copy rules

Fafner.GirlFafner.Mecha

Soukyuu no Fafner

С современного уровня анимации, проработки персонажей, сюжетов, меха-сериалы 70ых кажутся почти отвратительными. Стандартный набор героев, гуляющий из сериала в сериал, почти стандартный сюжет защиты планеты от враждебных сил при помощи боевых роботов, идиотский показ боёв с совершенно нереалистичными, показушными и глупыми спешалами.

Это не попытка обидеть анимацию тех лет, это констатация факта. Меха-сериалы 70ых делались по почти стандартной схеме, являлись результатом не творческой деятельности, а механического построения по шаблону. Макросс станет революционным прорывом, внезапно раскроющим потенциал жанра, именно потому, что откажется от стандартной схемы построения сюжета, от стандартных героев. Станет художественным произведением.

Fafner.ConflictНо в этих старых сериалах, хоть и выхолощенная до безобразия,была глубокая идея. Над этой идеей смеялись ещё в Надессике, пародией на неё задумывался Макросс. Это патичные боевые сцены, заставляющие зрителя с замершим сердцем следить за героями, за их горделивыми и правильными речами перед боем, в тяжёлый момент. Самопожертвование, героизм. Именно к ним происходит возврат в Фафнере.

Fafner. First lessonОн впитал в себя удивительно удачно найденый в Gundam Seed образ «юноши бледного с взором горящим», метод показа персонажей, почти непрерывно обращающийся к эмоциям (именно потому многие считали, что дизайны в Гандаме «яойные» — слишком много чувств выказывали персонажи). Он впитал в себя атмосферу «битвы на грани», впервые воссозданную в Евангелионе, когда каждое сражение — критический бой. Бой с неизведанным, странным, чуждым всему человеческому врагом, цели которого не понятны, да и враг ли он, не известно. (Потом эту линию с успехом продолжат Аргенто Сома и Разефон). Он так же взял из Евангелиона атмосферу заговора в тылу, когда оказывается, что «за правдой скрывается истинная правда». Эстетика горькой патетики героя, преданного соратниками, но всё равно сражающегося за правое дело.

Fafner. Command centerСочетание получилось отличное (хотя, увы, и попахивающее вторичностью на грани плагиата). Действительно сильное впечатление. То, чего не хватало Евангелиону, как меха-сериалу: больший драйв и патетичность боя. Большая яркость эмоций, сила в словах и действиях людей.

Чрезмерный уровень патетики вместе с забавными шутками вне поля боя заставил многих сказать, что Фанфер «пародия с железобетонным лицом». Но Фафнер не пародия. Да, это гротеск, да, это чрезмерное преувеличение эмоционального настроя во время боя. Но это не насмешка, не попытка высмеять. Это выражение идеи, максимально очищенное от всего остального — сюжета, личностей героев, музыки. Точнее, и сюжет, и персонажи в сериале присутствуют, но целиком и полностью подчинены усилению одной эмоции, на создание максимально «лабораторных» условий для воссоздания подвига.

Fafner. Help and hopeБудем честными, получилась ...слишком рафинированно. Чрезмерная фокусировка на одном чувстве. Патетика, лишившись идеологической опоры, лишившись истинного внутреннего убеждения героев, лишившись убедительного мотива, стала неким абстрактным построением, хоть и красивым, но имеющим мало отношения к реальной жизни. Убеждения героев, их стремление к миру — в первую очередь «стремление к стремлению», но не отражение действительных переживаний.

Сравнивая Fafner с Gundam Seed, не могу не признать — бои в Fafner лучше. Глубже и сильнее захватывают речи героев. Но в Gundam Seed был мир. Настоящий, правильный, суровый мир. С настоящими народами, с настоящей политикой. В Фафнере — нет. В Gundam Seed позорное «повторное использование целлов» в финале смотрелось куда более осмысленно, чем все бои Фафнера вместе взятые.

Fafner. CryВпрочем... Главное достоинство Фафнера, главное его свойство, которое выделяет на фоне других сериалов, это музыка.

С самых первых секунд опенинга, великолепная музыка, великолепный, оперный голос исполнительницы захватывают, создают «свою» атмосферу сериала, оставляют после себя слегка тревожное, глубокое чувство. Мелодии боя вместе с голосами героев, образуют особый ритм, голоса — это скорее инструменты в руках композитора, они обогащают музыку, дают ей новое звучание, дополняют её эмоциями, чувствами.

Увы, вместе со всеми достоинствами в Фафнере есть сильнейший недостаток. Нехорошее слово «плагиат». И сюжет, и дизайны персонажей, и даже великолепная музыка является незначительной переработкой чужих идей. Это неприятно, это, увы, несколько портит впечатление при просмотре (особенно остро это ощущается во время боя, где явно слышна боевая мелодия Евангелиона).

Но всё же красиво.


© 10.05.2005-02.06.2005