shounen.ru — обзоры аниме
Tengen Toppa Gurren LagannMononokeZipangNow and then, here and thereKore ga watashi no goshujin-samaGeneration of EvangelionBuzzer BeaterTwin SpicaLovelessSamurai ChamplooGenshikenSoukyuu no FafnerCowboy BebopSoul TakerEikyuu KazokuUltra ManiacMaico 2010

Алфавитный список обзоров© copy rules

Figure 17

Figure 17. Вариация на тему mahou-shoujou. Ну, пусть не махо, а SF (Science Fiction), но соответсвующее всем канонам махо-сёдзе. Почти всем.

Для начала о самом вопиющем. Длина серии. Сорок с небольшим минут. Серия за две. Кажется, что это малосущественно - ну какая разница — 13 раз по 40 минут, или 26 по 20? Но в итоге это выливается в совершенно необычную концепцию построения сюжета.

С одной стороны, явное, откровенное следование стереотипам и правилам махо-сёдзе. Хенсин, взросление во время него, тайна оного хенсина от окружающих. Упор на чувства героини. Сказка, которая заканчивается.

С другой... И вот всё, что находится с другой - делает Figure 17 совсем не (за)штатным махо-сёдзе.

Во-первых, оно весьма злое. Не то, чтобы героиню отчаянно пытали и насиловали. Таки не Берсерк. Но... В обычном махо-сёздзе героине таки нравится хенсин. Скажем так, он происходит добровольно. В Figure 17 же ситуация больше напоминает Еву. Синдзика засунули в робота и сказали: «Воюй!». Именно так и произошло с Tsubasa (главная героиня). Жёсткая фраза «надо» вместо традиционного tanoshi. Вместо уговоров «спасти мир» — тяжкая реальность в форме отвратительного чудовища. Объективное «кто не победил, того сожрали». Совсем не сёдзе-тематика.

Во-вторых... Те самые 40 минутные серии. За счёт длины удалось уместить в одну серию два аспекта. Война и Мир. Точнее, наоборот — мирная жизнь, прерывающаяся битвами. Если бы это было в 20 минутной серии — всё бы получилось скомканым. Если бы это были чередующиеся серии — серия «Мир», серия «Война» — потерялась бы цельность. Но Война следовала за Миром. И получилось странное колебание между двумя крайностями, однако сохраняющее при этом единый настрой. От подобных колебаний всё повествование получилось тревожным.

Третье — это «раздвоение личности». Тсубасу и Хикару. Момент, великолепно показанный в опенинге (опенинг Figure 17 — сам по себе маленький шедевр). Одна и та же девочка в двух лицах, одни и те же воспоминания, одинаковые тела. Но одна — "genki" (жизнерадостная, бойкая). Другая — робкая и застенчивая. Практически, противоположности друг другу. Вспомнился MKR, с Hikari to Nova. И насколько пронзительной была парадигма Новы: «я люблю всё, что ты ненавидишь, ты ненавидишь себя, и потому я люблю тебя», настолько же пронзительна дружба обычной токийской девочки с "saishuuheki kanoujo" — ультимативным оружием, призванным побеждать. Странная дилемма: «мы можем жить мирной жизнью, дружить, только пока продолжаем воевать. Когда мы победим, я уйду.»

Четвёртое — графика, стиль. Это совсем не махо-сёдзе. Общий стиль, настрой, музыка — это что-то из области Haibane Renmei, Saikano. Такая же палитра, музыкальное сопровождение. То же отсутствие «востроносия» и widescreen, в конце-концов.

Буду откровенен, сейчас ко мне даже закралось сомнение — а уж махо-сёдзе ли это? Уж слишком оно получается отличным. Сохраняя при этом основные черты, характерные признаки, обрастает совсем не сёдзе подробностями.

Слишком серьёзная война. Слишком много и жестоко приходится резать, кромсать, стрелять и бить. Никаких heart impact'ов, никаких лунных клизм и мыльных дождей. Позитронный (?) клинок, самонаводящиеся на мишень ракеты с взрывающейся начинкой, гранаты...

Битвы впечатляющи. Отлично сделаны. Но мирная жизнь... Мир куда более силён. Каждый раз, на смену войне приходит мир. И война забывается. Даже если вырезать под корень всю военную составляющую, то что останется — будет великолепным. Немного грустная, холодная природа Хоккайдо (север Японии), странно напоминает среднюю полосу России. Те же берёзы, те же деревья, луга. Эти «русские пейзажи», в смеси с японским бытом смотрятся просто отлично. На пейзажи (имхо) было потрачено больше сил и времени, чем даже на самих персонажей. Лес, горы, снежный посёлок, природа, цветы. Все они вырисованы с совсем не анимешной детализацией, больше напоминая качественный рисунок из артбука, чем фоны для махо-сёдзе.

* * *

Всё что было выше — было написано «в процессе просмотра». Я более-менее уже предствлял себе, что будет дальше, чем всё закончится. И... В очередной раз ошибся.

Быть может, это махо-сёдзе. Но очень злое. Пожалуй, ещё ни одна смерть в аниме не была такой нелепой и страшной. Вспонилось забытое с далёкого детства чувство слёз, скрутивших горло в судороге. Это уже не радостно-садистское чувство: «о, как он(а) кричит и умирает, круто!». Это просто плохо. Это было последнее, что я ожидал. Такая смерть не укладывается в каноны жанра, в каноны аниме. Она... Она является частью МИРА, а не Войны. Смерть на Войне — понятна. И, (быть может) ествественна. На войне умирают. Так положено.

Но вот когда, внезапно... Странно и страшно. И пожалуй впервые, за всё время просмотра, в душе шевельнулось обычное человеческое сострадание. Потому что не было режущего душу, надрывного крика. Не было патетичной сцены. Были просто глаза, в которых что-то исчезло. Исчезло навсегда. И немного испуганное, наивное, детское лицо, впервые узрившее Смерть. Сжатые руки. Сухие глаза. Детская душа, в которой что-то необратимо и нехорошо ломается.

На фоне этого, всё последующее, все боевые и батальные сцены, о которых в другой ситуации я бы написал с восторгом и восхищением, отступают.

Пытаясь найти аналогии в литературе, невольно прихожу к Г.Х.Андерсону. Пожалуй, именно его сказки. Такие же светлые и беззащитные перед смертью.


© 04.12.03