shounen.ru — обзоры аниме
Tengen Toppa Gurren LagannMononokeZipangNow and then, here and thereKore ga watashi no goshujin-samaGeneration of EvangelionBuzzer BeaterTwin SpicaLovelessSamurai ChamplooGenshikenSoukyuu no FafnerCowboy BebopSoul TakerEikyuu KazokuUltra ManiacMaico 2010

Алфавитный список обзоров© copy rules

Genshiken

Genshiken. True Otaku

Чему смеётесь?
Над собой смеётесь!
Н.В. Гоголь, «Ревизор».

Уже почти штампом стал образ отаку в аниме. Странного вида молодой человек в очках с серым, болезненного вида, лицом, пытающийся заглянуть под юбку кукле. Этот образ можно встретить во многих сериалах.

Если же отаку оказывается среди главных действующих лиц, то почти стандартным мотивом наравне с упомянутым "странным видом" является залихватское «да, мы такие!».

Сюсюканье, снисходительно-умилительное, можно сказать, что даже восторженное отношение к отаку в сериалах вполне попадает под понятие фэнсервиса. Всякому отаку приятно видеть «себя» на экране, а эпатаж, принципиальная декларация «мы не такие как все, мы - отаку», мягко ласкает самолюбие.

Наверное, за всё время существования аниме была одна работа, которая пыталась рассказать об отаку чуть большее, чем то, что «они есть на свете, и то, что они есть — это kakkoi». Это Otaku no Video, довольно сложное и серьёзное сочетание красивой анимешной сказки и отвратительной реальности.

Genshiken screenshot И с тех пор, с 1984 года, отаку на экране были методом ублажения отаку у экранов. Ничего более серьёзного, чем полукомедийные слёзы в Nadessico и страдающий Хале в Jungle wa Itsumo Hare nochi Guu не появлялось.

И вот: Genshiken.

Аниме про анимешников. Без фантастического сюжета, без таинственной Гуу, без вырастающих девочек на руках у мальчиков, без инопланетянок-нимфоманок, без патетичных меха, без фэнтезийно-картонных драконов.

В полной степени из предшественников взята залихватская тема «да, мы такие!». Эту тему развили, добавив для контраста обычную девушку, которая знать не знает про аниме, игры, и для которой всё это чуждо. Многократные повторы сцены изумления и возмущения «непосвящённого» у всякого анимешника вызывают понятную улыбку и (даже, наверное) восторг. Ну не понимает «она» всей прелести кавайной девочки на плакате. Ну что «она» может понимать в гандамах?

Упоённое самолюбование, мёдом проливается на страждущие души любителей «этих странных мультиков».

Genshiken. Screenshot Будь весь сериал построен на этом самолюбовании, Genshiken не стал бы ничем особенно выдающимся, оказался бы в одной куче ярких и оригинальных комедий, память о которых стирается по гиперболической кривой.

Но в Геншикене есть ещё одна составляющая, составляющая резко отделяющая сериал от постмодернистских забав для зрителей. Это реалистичность. Реалистичность всего. Мотивов героев, их занятий, их способностей и желаний.

На фоне радостного «она не понимает всей прелести limited edition додзинзи» вырисовывается жизнь анимешника. Именно жизнь, не восторженное воркование, а чуть более холодная, чуть более скептическая, и чуть более правильная попытка проанализировать: «а кто такие, эти отаку?».

«Просто анимешники». Не мангаки, не начинающие аниматоры (их аккуратно выделили в отдельные клубы и убрали из списка действующих лиц). «Просто анимешники».

Genshiken. NOT otaku Чем они занимаются?
Смотрят аниме.
И это всё?
Нет, они ещё ездят на всяческие комикпати, играют в компьютерные игры.
И это всё?
...
Да. Это всё.

Скажу честно: больно и обидно. Обидно, потому что правда. Глубочайшая вторичность, некреативность анимешного сообщества. Простые потребители, пусть и очень любящие то, что потребляют.

Обидно. Втройне обидно, потому что понимаешь, что сам относишься к таким же.

Второй, чуть скрытый смысл сериала. Исследование отаку в их чистой форме. Не будущих мангак, не будущих владельцев анимационной студии. «Просто анимешников». Бездельников, рантье на теле культуры.

Genshiken. True Gamer Через весь сериал, через все комедийные сцены проходит постоянная констатация факта: так ведь ничего они не делают. Ничего вообще. И упрёки, сначала звучащие как придирки со стороны администрации «а что вы тут вообще делаете?» оказываются более чем справедливыми.

Куджибику анбалланс, сериал, который смотрят герои Genshiken'а, заслуживает отдельного обсуждения. Будь это самостоятельная вещь — я бы бросил смотреть её на пятой минуте. Но она — иллюстрация к сериалу. Чуть-чуть гипертрофированная реальность. Чуть-чуть. Ведь в основе именно то, что воспринимается с восторгом у отаку. Полухентайные шутки и намёки, бред, двусмысленности ситуаций, тривиальные но пользующиеся стабильным успехом наборы героев. Гротескные образы. Во время просмотра Куджибику анбалланс рождалось недоброе, гневное чувство. Как будто посторонний, своими грязными сапогами топтал прекрасную книжку. И ничего возразить нельзя — ибо прав. Ибо показывает на всю уродливость, слабость и глупость. Правду говорит. Колючую, злую правду.

...

Финал Геншикена, в котором герои уходят от своего исходного образа жизни к какому-то действию, знаменует собою конец Геншикена. Вернее, не конец, а полное перерождение. Ведь вся его суть и заключалась в просмотре аниме, в прочтении додзинзи, собирании моделек, да игре на приставке. Авторы финалом хотели дать ответ на вопрос, задаваемый в течение всего сериала. Но, меня, как отаку, этот ответ не устроил. Вопрос всё равно остался. Вопрос о смысле просмотра аниме, о смысле увлечения. Наверное, даже без уточнения, увлечением чем именно. В чём смысл хобби? Зачем оно человеку?

Геншикен очень жизненная вещь, порою до состояния изумления, когда в некоторых персонажей узнаёшь знакомых с точностью до мелочей. Разные типажи, разное отношение к хобби. Но все из жизни. В этом сила Геншикена, именно потому раскрывающаяся картина жизни «простого отаку» так сильно задевает. Честная, правдивая картина из жизни нескольких фанатиков.


© 19.05.2005-12.06.2005