shounen.ru — обзоры аниме
Tengen Toppa Gurren LagannMononokeZipangNow and then, here and thereKore ga watashi no goshujin-samaGeneration of EvangelionBuzzer BeaterTwin SpicaLovelessSamurai ChamplooGenshikenSoukyuu no FafnerCowboy BebopSoul TakerEikyuu KazokuUltra ManiacMaico 2010

Алфавитный список обзоров© copy rules

Re: Cutie Honey

Re: Cutie Honey — новое творение Гайнакса. Того самого Гайнакса, из недр которого вышли Фурикури, Абенобаши. Характерый, изумительный, сложный для восприятия, невероятно динамичный, сверкающий стиль. Ни капли статики. Динамика, динамика, динамика. Не миядзаковское «рисовать всё, что в кадре может быть», а фокусировка на главном, подчёркивание характерных свойств, особенностей, смелое отбрасывание второстепенного. Мгновенное раскрытие образов, раскрытие мимоходом, бегом, бегом, бегом. Этот стиль можно назвать «верещащим». В нём нет понятия покой. Лингвистические шутки, сиюминутные шутки, которые на пол-секунды появляются на экране, тут же исчезают, незамеченные рассеяным зрителем, шутки хардкорные, рассчитанные на закоренелого отаку и шутки примитивно-пошловатые.

Такие вещи обычно тяжело смотреть, потому что Гайнакс обычно за всеми этими верещащими шутками скрывает немалый, нетривиальный пласт. Раскрывает героев, их эмоции, устремления, их страхи и надежды. Увидеть этот слой сложно, но раз увидев, приходишь в глубочайший трепет, понимаешь — это вершина развития стиля, вершина анимации. Это глубинная суть анимации, не как «рисованного кинематографа», а как самобытного, самостоятельного жанра искусства, со своими выразительными средствами, со своим языком, со своими методами донесения до зрителя авторских идей.

ТВ-сериал Cutie Honey, ремейком которой является Re Cutie Honey, довольно невнятный, пропитанный дурным фэнсервисом, но очень популярный в своё время сериал. В нём были элементы «чего-то такого», но элементы редкие, слабые. В них не было силы, эстетичности. (Будем откровенны, я его не смотрел целиком, хватило ужасов первых двух серий).

Гайнакс уловил главные черты оригинального сериала. Задорность, комиксоподобность, нереалистичность, стильность. Чуть-чуть кокества, наивность. Уловил, и сумел раскрыть с ошеломляющей силой, оригинальностью, добавив отсуствующую в исходном сериале скорость событий, чёткость композиции.

Сумел развить и передать форму произведения, практически один-в-один сохранив дизайны и стилистику. И при этом сохранил абсолютную глупость и бессмысленность.

Практически во всех учебниках по искусствоведению (особенно советских) указывается, что ФОРМА, не смотря на всю свою важность для восприятия художественного произведения, вторична по отношению к СОДЕРЖИМОМУ.

В отношении большинства анимешных вещей этот принцип так же применим. Если аниме целиком и полностью фокусируется на форме, т.е. на внешних проявлениях: дизайнах, звуках, интонациях, динамике, то получается, обычно, не слишком хорошая вещь. От второсортного боевичка (а-ля нинзяскул) до второсортного же гаремного аниме (Tenshi no Shippo). Отсутствие или незначительность содержимого обычно способно начисто убить всякие достоинства формы.

Но Рекьют — это торжество формы над содержимым. Торжество полное, ультимативное. Ровно настолько, насколько форма восхитительна, ровно на столько в рекьюте нет ничего. Фантик с воздухом (помнится мне, была такая злая детская шутка, предлагать друг другу «конфету» свёрнутую из фантика и пустоты). Но фантик, сам по себе, достоен высших похвал, сам по себе является шедевром искусства.

Стремительность, образность, символизм, удивительное сочетание простоты и глубины, тривиальности и оригинальности. Первая овашка Рекьюта — феерическое зрелище. У меня всё внутри, и на третий, и на четвёртый просмотры замирает от восторга. Ну невозможно сделать лучше. Невозможно. Совершенство. Изящные шутки, оригинальное обрамление. Чуть-чуть серьёзности, чуть-чуть театральности... Завораживает.

При этом, весь поток образов, символов, намёков и прямого текста ничего не говорит. Пусто. Внутри даже нет попыток что-то делать. Сюжет, чуть-чуть связывает картины между друг другом, но не более. Набор отдельных миниатюр, выполненных в одном стиле.

Это первая ОВАшка. Которая, безусловно, художественное достижение Гайнакса, золотой шедевр в коллекции аниме.

Вторая и третья овашки, целиком сфокусировавшись на сюжете, стремительно разбазарили все достижения первой.

Ну не интересен сюжет Кьюти Хани. Не интересен. Он откровенно глуп, идиотичен, попытка изобразить его всерьёз выставляет дураками не то авторов, не то зрителей.

Персонажи (образы) из оригинального сериала доведены до логического завершения. Из них сделали весёлых, забавных, оригинальных, стильных кукол. На которых радостно и интересно смотреть. Но пытаться разобраться во внутреннем мире этих кукол, попытка привнести драматизм всё портит. Исчезают восхитительные полицейские (одно из гениальнейших решений в рекьюте - чиби-полицейские), исчезают забавные и оригинальные появления самой Хоней (чего стоит её образ медсестры!).

Исчезает всё. Остаётся выхолощенный, пустой сюжет. И персонажи, которых просто физически не развить в живых людей. Особенно за две овашки.

И снова пересматриваю первую серию. И снова не могу сдержать восхищения. Шедевр, шедевр, одним словом шедевр.

Всё, антураж, музыка, дизайны персонажей, тайминг, смена кадров, ракурсы, композиция, юмор — обо всём можно говорить только в превосходных формах. Стильность каждого из перевоплощений Кьюти Хани — от них трепещет душа. Писк восторга. Восхитительная динамика, восихитительная работа с объёмом, с пространством.

В итоге получается великолепно. И плохо. Начавшись как порыв свежего ветра, Рекьют заканчивается затхлым сквозняком.


© 25.11-02.12.2004