shounen.ru — обзоры аниме
Tengen Toppa Gurren LagannMononokeZipangNow and then, here and thereKore ga watashi no goshujin-samaGeneration of EvangelionBuzzer BeaterTwin SpicaLovelessSamurai ChamplooGenshikenSoukyuu no FafnerCowboy BebopSoul TakerEikyuu KazokuUltra ManiacMaico 2010

Алфавитный список обзоров© copy rules

Slam Dunk! Смеющиеся друзья

Slam Dunk!

Спортивное аниме имеет несколько объективных признаков успеха. Если после просмотра зрителя потянуло заниматься боксом/баскетболом/бегом/тенисом, если зритель начал разбираться в этих видах спорта, если в какой-то момент зритель смотрит на экран затаив дыхание, смотрит сжав руку в кулак, вцепившись в край стола, смотрит, подавшись всем телом, заворожонно следя за прыжком/полётом мяча/ ударом, значит, это хорошее спортивное аниме. Если же нет — то это или не спортивное аниме, или плохое спортивное аниме.

Slam Dunk. Кровь на лицеSlam Dunk. Одно упоминание о количестве серий — 101 штука, заставило внути всё сладостно встрепенуться... Ибо хорошее спортивное аниме не может быть коротким. Будь в Hajime no Ippo не 76 а 100 эпизодов, он бы ничего не потерял. Наоборот, стал бы ещё более ценим и любим. А тут сто серий. Про баскетбол. Ура!

В памяти ещё стоял Dear Boys, с слишком скомканой линией, скомкаными персонажами. Пример того, что бывает с слишком коротким спортивным аниме.

Так что просмотр я начинал полный предвкушений. Увы, не всё оказалось так хорошо, как я ожидал.

Slam Dunk сделали слишком медленным. Некоторое количество рекапов, много излишней детализации некритичных моментов.

Обычно, когда в спортивном аниме затягивают ключевой момент на серию-две, это хорошо. Действительно можно прочувствовать важность, серьёзность момента. За две серии можно хорошо и полно передать эмоции персонажей, настоение, волю к победе. Понять, что именно герои вкладывают в слово «победа». Увидеть, что стоит за поясом чемпиона, по словам Такамура-семпай из Hajime no Ippo.

Slam Dunk. В погоне за мячомВ Slam Dunk пересолили. Вместо выделения ключевых моментов схватки, весь бой (как ни как два раза по двадцать минут) растянули в стиле «ключевых моментов». Когда тренировочный бой (дружеский матч с соседней командой) длится 5-10 эпизодов — это перебор. Когда в финальном матче последние 2 минуты длятся 4 эпизода — это перебор.

Одно дело, когда 3 минуты раудна из бокса растягиваются на серию-полторы. 3 минуты в боксе решают схватку. В баскетболе время игры существенно больше. И значимость большинства заброшенных мячей при счёте вида 70:64 не слишком существенна.

Это основной недостаток Slam Dunk. В остальном великолепно.

Медлительный стиль, хоть и заставлял переодически позёвывать, но, в определённые моменты драйв, эмоции игроков, критичность ситуации заставляли замереть в недвижном внимании. С замиранием сердца смотреть на летящий мяч.

Такие минуты (ну да, с учётом скорости Slam Dunk это минуты, а не секунды) дорогого стоят. Это, увы, не удалось куда позже вышедшему Dear Boys.

Slam Dunk. Слёзы поражения. Ещё, как немаловажный плюс — я сейчас, после просмотра, весьма неплохо разбираюсь в правилах баскетбола. В стратегии и тактике игры. После Dear Boys такого не было. Случайно проходя мимо баскетбольной площадки я, вдруг, осознал, что понимаю что там происходит. Не на уровне «кто кому мячик кинул», а с позиций развития игры, с точки зрения (пусть теоретического) знатока.

К безусловно положительным моментам Slam Dunk можно отнести стиль. С одной стороны море крови, мордобой, выбитые зубы, разбитые головы. Настоящие хулиганы, практически, отморозки. С другой, кавайнейшее SD (увы, в новом аниме SD-кавай стал через чур резко выделяем, и, от того, потерял часть своего очарования), милые шутки, нежные чувства, любовь. Уютность дружбы, товарищества.

Стиль, в котором нарисован Slam Dunk (официального названия его я, к сожалению, не знаю), условно можно назвать «мачо-сёнен». GTO, Initial D, Hajime no Ippo, Ping Pong Club...

Slam Dunk. Драки.Очень мужицкие морды лиц, грубоватые приколы, сальные шутки (но никогда не переходящие грань оскорбительных или переходящих в откровенное этти), хорошо ощущаемое чувство локтя, мужской компании. Полная противоположность девическому каваю с томными, страждущими и изнурёнными бисёненами.

Сначала этот стиль кажется уродливым, (особенно то, как нарисованы девушки), но потом привыкаешь. Иначе, просто, не передать мужские эмоции. Вещи с такими дизайнами очень легко смотрятся (наверное, потому что я отношусь к целевой группе).

Вообще, в хорошем спортивном аниме должна быть Идея. Стремление к ней. Без этой идеи у игрока нет цели. Не просто победить. Достичь чего-то большего. От того, насколько убедительно показано устремление, зависит доверие зрителя. Одна из ошибок Initial D (он хоть и был весьма успешен, но всё же не потянул второго сезона на полноразмерные 26 эпизодов) как раз и заключалась, что у героя не было толком цели, ради которой он садился за баранку. Не было завораживающего зрелища, когда все силы героя бросаются на достижение Цели.

В Slam Dunk такие цели были. И даже не главного героя (то, что он в баскетбольный клуб вступил ради девчонки, это так, предлог). У Акаги, у Когуре (соратники главного героя) были Цели. К ним стремились. Эти цели дали силу движениям, убедительность словам, драйв схваткам.

Slam Dunk. Персонажи вместе.


© 11.06.2004