shounen.ru — обзоры аниме
Tengen Toppa Gurren LagannMononokeZipangNow and then, here and thereKore ga watashi no goshujin-samaGeneration of EvangelionBuzzer BeaterTwin SpicaLovelessSamurai ChamplooGenshikenSoukyuu no FafnerCowboy BebopSoul TakerEikyuu KazokuUltra ManiacMaico 2010

Алфавитный список обзоров© copy rules

Dr. Leon (Star Ocean Ex)

Star Ocean Ex

Существует разное аниме. Для мальчиков, для девочек. Аниме для мальчиков больше нравится мальчикам. Аниме для девочек — девочкам. И даже когда они вырастают, все так же мужчинам больше нравятся железные дороги, конструкторы, а женщинам куклы.

Я очень люблю махо–седзе. Я люблю школьные лав–стори, мне нравится мягкая и добрая анима, с пушистой и ласковой атмосферой. Но. Я как был, так и остаюсь мальчишкой. И как всякий мальчишка, предпочитаю все же более мальчишеские вещи. Всякие пушистости да кавайности отступают, когда приходят Герои.

Это предисловие.

С чего же начать собственно рассказ о Star Ocean Ex? Наверное, сначала о плохом. Точнее о том, что злопыхатели ставят в укор.

Графика. Увы, экономия на всем. Целлы идут на еденичный счет, даже боевые сцены, традиционно ставящиеся во главе всего, сделаны с огромной экономией.

Первые пять–десять эпизодов это немного раздражает, но потом привыкаешь.

Куда более серезные обвинения приходятся на сюжет и поведение персонажей. Что ж, признаю. Сюжет, просто до сияющей вылизанности, вторичен. Абсолютно линейная RPG, в которой основная линия противостояния прописана чуть ли не с первых эпизодов. Персонажи — обычные герои RPG. Несколько кривовато сделанные переходы, довольно простенькие и неубедительные причины принятия ключевых решений.

Это то, что плохо.

А теперь о том, что заставило меня за две ночи и один вечер, почти без сна, отвлекаясь только на еду и поездку на работу смотреть и смотреть. От и до. От первого эпизода и до самого последнего, который я закончил смотреть за десять минут до выхода на работу.

Ощущение рулеза. Наверное, это чувство следует называть так. Просто полное, всеохватное. Начавшееся с самых первых кадров опенинга и до последней нотки эндинга. Нравится буквально все. Каждый герой, каждый персонаж. Сюжет, эпос, затягивает и приковывает к экрану. Хотя нет. Не сюжет. Сюжет это что-то, проистекающее от разума. Здесь же это не сюжет. Атмосфера героизма. Умения, встать, через силу, через «немогу», преодолев боль, страх, слабость. Встать на защиту. Своей планеты. Друзей. Героизм, воспеваемый в веках.

Вот что завораживает. От подобных вещей, в душе пробуждается что–то, чего никогда и ни при каких условиях не появится у меня в р/л. Гордость за кого–то, кто тебе дорог и близок. Чувство тревоги и боли за страну, за родину. Почему–то перестает попахивать совково–показным душком от этих слов. Отчаяно красиво.

Тут следует сделать остановку. И задуматься о том, что такое «доверие» автору? Почему, одному верят, другому нет? В случае с фильмом (муви/ОВА) понятно. Удалось создать персонажа — ОК, верю. Нет — не верю. В муви очень ограниченный набор средств для передачи собственно образа. Автор просто вынужден так или иначе форсировать героя, ставить его в разные ситуации, чтобы показать его с разных сторон. Нет времени на детальное и неторопливое повествование. Надо ещё умудриться сделать сюжет, да ещё и что–то поверх добавить. И всё это в полтора–три часа. Есть, конечно, один из самых коронных номеров киношников — вести повествование от первого лица, кроме действий вываливать на слушателя и мысли. Если они есть (мысли) — это обычно работает. Герой сразу обретает индивидуальность, личность. Его поступки вольно или невольно начинают выглядеть очень обоснованными.

В ТВ ситуация иная. Здесь у автора полное раздолье для неторопливого, почти бытового рассказа о герое. Можно не заниматься форсажем на крутых поворотах. Здесь можно в ровень с сюжетом, спокойно, не дёргаясь, показать одну, вторую, третью бытовую сценку. Не крайность, в которой герой показывает свои «скиллы», а самые что ни на есть банальные (но весьма умиляющие) подробности каждодневного сосуществования.

У зрителя есть два пути. Я уже про это не раз и не два писал. Есть путь снисходительного критика. «Объективно» отстранившись от происходящего, подмечать необычные решения или гневно осуждать «вопиющую вторичность». Судить, какой ход удачен, а какой не очень. Позиция железобетонной прочности. Её не прошибить. Ни чувствами, ни эмоциями. Да, занятный и оригинальный сюжет вызовет «положительные отзывы». Но не более.

А есть путь другой. Когда автору верят. Путь опасный. Очень. Автор сфальшивит, будет больно и плохо. Заплют и затопчат. Зато. Зато можно чувствовать вместе, смотреть и радоваться. Смотреть и печалиться. Вместе с героями. Тут уже нет критичных оценок «вторично», «старО». Есть очень дискретная. «Да»/«Нет». Если нет, то это катастрофа. Очень неприятно, погано и паршиво на душе. Если да... Ну, по вышесказанному видно. :)


© 20.01.03