Целевая аудитория
Один из феноменов аниме — жёсткая фиксация на целевой аудитории. Аниме делается априори так, чтобы нравиться. Пусть небольшой аудитории, но нравиться совсем и полностью.
В этом кроется одна из причин успеха аниме.
Но впрочем, я не об этом. О самом аниме очень неплохо пишет Борис Иванов на своем сайте.
Я же хочу поговорить о совсем другом. Отаку — существо почти всеядное в смысле аниме. И с одинаковой радостью смотрящее и махо–сёдзе, и сёнен–боевик.
Почему? Ведь, по правилам, сёнен должен кривиться от «лунный свет, дай мне силу», от всякого рода «Release!». А девочка должна кривить нос от «больших роботов и глупых войн».
Отаку же смотрит всё. От и до. И не кривится (тонкий намёк, те кто кривятся — не отаку :).
Дело в том, что чуток освоившись в аниме, (когда счёт на ТВ начинает идти на десятки) вольно или невольно, при просмотре «переключаешь» сознание.
Когда я смотрю милую школьную Love–story a–la Kanon — меня радуют мельчайшие проявления чувств. Печалит неудача и огорчение. Когда я смотрю что–то вроде Кеншина, никакой печали. Радость сражения, осознание величия Shin no Kenshi.
Вживание в «роль» зрителя — это очень и очень важно. Без этого не удастся проникнуться духом аниме, понять его. Без этого будет только критический взгляд со стороны: «ну и глупость же». Считайте это особого рода, очень изощрённым ролеплеем. Ролеплеем зрителя.
Вот тут то и становятся особенно существенными штампы. Ну или если выражаться более учёно (совсем чрезмерно, на мой взгляд): «элементы понятийного пространства жанра». Они помогают быстро определить аудиторию, вжиться в роль соотвествующего зрителя.
На игре с такими штампами, кстати, и построенно несколько довольно оригинальных вещей. Таких как Tenshi ni Narumon (гениальная вещь, честно), Trigun. Тихая и незаметная смена этого самого «понятийного пространства». От подобных вещей (при достаточном времени просмотра) бегут мурашки по коже.
© 08.12.02