Урок 9

Подстановочная таблица

Nippongo ga wakarimas'.
Imi ga wakarimas'ka?
Kana ga wakarimash'ta ka?
Yomikata ga wakarimasen desh'ta.
Riyu: ga wakarimasho:.
  1. Nippongo ga wakarimas'. Я понимаю японский язык.
  2. Imi ga wakarimas'. Я понимаю значение.
  3. Kana ga wakarimas'. Я понимаю кану.
  4. Yomikata ga wakarimas'. Я понимаю способ чтения.
  5. Riyu: ga wakarimas'. Я понимаю причину.
  6. Nippongo ga wakarimas'ka? Ты понимаешь японский язык?
  7. Imi ga wakarimas'ka? Ты понимаешь смысл?
  8. Kana ga wakarimas'ka? Ты понимаешь кану?
  9. Yomikata ga wakarimas'ka? Ты понимаешь способ чтения?
  10. Riyu: ga wakarimas'ka? Ты понимаешь причину?
  11. Nippongo ga wakarimash'ta ka? Ты понял японский язык?
  12. Imi ga wakarimash'ta ka? Ты понял смысл?
  13. Kana ga wakarimash'ta ka? Ты понял кану?
  14. Yomikata ga wakarimash'ta ka? Ты понял способ чтения?
  15. Riyu: ga wakarimash'ta ka? Ты понял причину?
  16. Nippongo ga wakarimasen desh'ta. Я не понял японского языка.
  17. Imi ga wakarimasen desh'ta. Я не понял смысла.
  18. Kana ga wakarimasen desh'ta. Я не понял кану.
  19. Yomikata ga wakarimasen desh'ta. Я не понял способ чтения.
  20. Riyu: ga wakarimasen desh'ta. Я не понял причину.
  21. Nippongo ga wakarimasho:. Он, возможно, понимает японский язык.
  22. Imi ga wakarimasho:. Он, возможно, понимает смысл.
  23. Kana ga wakarimasho:. Он, возможно, понимает кану.
  24. Yomikata ga wakarimasho:. Он, возможно, понимает способ чтения.
  25. Riyu: ga wakarimasho:. Он, возможно, понимает причину.

Словарь

ga частица именительного падежа
imi значение, смысл
kana канаяпонская азбука (смотри далее)
yomikataчтение, как читается. Kata – суффикс, указывающий на то, что слово обозначает способ выполнения действия, определенного корнем слова:
kakikata -как писать, написание.
tabekataкак кушать, этикет.
oshiekataкак обучать, искусство обучения.
shikataкак делать что-либо.
riyu: причина
wakari- (от wakaru) понимать; быть понятным.

Способы письма в японском языке

(см. приложение)
Японское письмо можно разделить на два типа: Китайские иероглифы, которые по-японски называются Kanji, являются, грубо говоря, несущими скорее символьную, чем фонетическую информацию, хотя есть исключительные случаи. Отдельный иероглиф может читаться по-разному, сохраняя или изменяя своё значение.
Katakana и Hiragana (по 73 знака в каждой) являются фонетическими азбуками, в которых каждый знак соответствует определенному звуку или слогу. Они служат для написания служебных слов, частиц, иностранных слов и имён, и т.д. Используются также для элементарного японского языка.
Kana -- общий термин, обозначающий и катакану, и хирагану.

Грамматика и конструкции

Переходные и непереходные глаголы.

Тем, кто знает русский или английский язык, не надо объяснять, что в этих языках имеются переходные и непереходные глаголы и что переходный глагол требует дополнения.
В японском языке так же существует такое деление, и японские переходные глаголы используют частицу дополнения o (об этом говорилось в прошлом уроке).
Всё это очень легко понять. Однако имеется одна трудность, с которой сталкиваются начинающие изучать иностранный язык. Это несоответствие в природе глаголов, обозначающих одно и то же действие в разных языках.
В русском и английском глагол понимать является переходным, тогда как японский глагол wakaru – непереходный. В русском языке нет соответствующего непереходного глагола. Русское прилагательное понятный ближе по смыслу, но это не глагол. Поэтому при переводе использован глагол понимать. Однако помните, что он является переходным. Запомните, что глагол wakaru непереходный и с ним нельзя употреблять частицу дополнения o.

Ga – частица дополнения.

Так же как и wa, ga является частицей именительного падежа. Разница между ними будет объяснена в следующем уроке.

Упражнение 9

Переведите на японский язык.

1. Я не понимаю способа написания (этого). 2. Я не знаю причину. 3. Я не выучил значение. 4. Ты понимаешь этот иероглиф? 5. Я не понял употребления (этого). 6. Я не знаю, как есть (это). 7. Я не понимаю значение. 8. Он научил (меня), как читать (это). 9. Он, возможно, понимает, как делать (это). 10. Ты выучил смысл?