shounen.ru : Разности

Hero

Очень запоздавший Tribute

Я не люблю фильмы, меня раздражают персоналии актёров, пробивающиеся через режисёрский замысел, несовершенство физики реального мира, глупость попытки сделать в 3D то, что там не может быть в принципе.

Все понравившиеся мне фильмы можно перечесть по пальцам. И ни один из посмотренных не вызвал во мне хоть сколь-либо эмоциональный ответ.

(Хотя нет, была жена Сталкера из одноимённого фильма Тарковского, но это отдельный разговор).

И вот, Hero. Китайский боевик. С классической постановкой боёв, с «летающими на верёвочках персонажами», с гнущимися жестяными мечами.

Вещь столь сильная, что суметь сформулировать свои мысли я смог только после четвёртого просмотра, спустя год с момента первого.

В анимешных битвах есть моменты, когда сходятся два героя. В смертельном бою, в бою, где побеждает идея. Тот, у кого сильнее воля, сильнее вера в свои идеалы, тот побеждает. Наверное, я не сумею полностью назвать ощущения в моменты подобных боёв. Трепетный восторг? Восхищение? Восхищение красотой духа. Целеустремлённостью, волей. Цельностью каждого поступка и слова.

Традиционно, это была тема для долгих анимешных сериалов, где к ней, к Главной Битве, персонажи шли многие десятки серий, закаляя дух и всё твёрже устремляясь к Цели. Как пример, практически идеальный, можно назвать Kyoto Ark из Kenshin'a.

Никогда я не ожидал, что смогу увидеть столь совершенные схватки в фильме. Потуги Вачовски в финале известного киносериала вызвали скорее истеричное подхихикивание, все прочие попытки изобразить «цельного и сдержанного воина» обычно заканчивались образом «мутузящего могучего мачо».

Фильм. В котором с первого и до последнего боя чувствуется завораживающая сила. Сила не кулака, не реакции. Сила духа. Авторы прямо не стесняются указать на это: «битва шла в наших разумах».

При том, не смотря на всё, практически не было персонажей. Кто он — главный герой? Hero? Никто. Безымянный префект, одолеваемый жаждой мести. Вот и всё, что про него известно. Прочие персонажи — такие же. И любовь, и ненависть, и жалость — это не человеческие эмоции. Это их образ. Идея. Она не замутнена частностями, не передаёт тонкие порывы души. Это Великие Устремления, всего лишь обретшие форму, не привязанные к чему-либо.

И в этом отсутствии персонажей и кроется самая главная находка авторов Hero. Тут некому сопереживать, смерти и возрождения всего лишь символы. Сильные, красивые. Но лишь символы. Именно своей отрешённостью от частного, личного, они и чаруют.

Одновременно с символами разворачивается пропоганда. Откровенная, явная, почти грубая. Чётко ощущаемая. Идея доминанты блага общества над благом индивидуума, ясно сформулированная идея необходимого диктата и тоталитаризма, беспощадности. Идеология явно противоречащая всем моим осознанным и неосознанным устремлениям, нежно лелеемому индивидуализму. Разумеется, я не согласился с идеями. Но принял их.

Если бы так была сделана вся коммунистическая пропаганда. С такой силой, убедительностью, внутренней полнотой, целостностью. Такой, которой веришь. Которой внимаешь с уважительным молчанием, которой наслаждаешься.

Удивительный фильм. Собрав в себя столько, чего хватило бы не на один десяток фильмов, да что там фильмов, на пару насыщенных анимешных сезонов вполне бы хватило, собрав в себе столько, Hero сумел остаться очень кратким, собранным. Ни одной повисшей сюжетной нити, ни одного незавершённого вопроса. Все глобальные, эпохальные проблемы, всплывшие в разговоре между Героем и Императором — все они получили ответы. Ясные и чёткие. Однозначные. И в то же время изумляющие своей глубиной и общирностью.


© 25.03.2004