shounen.ru - Рассуждения про аниме
Что я жду от аниме?О жанровых предпочтенияхАниме в России. Год 2005Что такое аниме?Одиночество во время просмотраЗаконы этикиМахо-сёненToransforma vicutoriАниме. Вопрос доверия.Настроение просмотраOpenings & EndingsПалитраЧто смотримKill Bill. Гайдзины и аниме"торкнуло"концептуальностькавайЭпосАтмосфера...Слои в анимеTV vs OVAРеализм давить...Давить!Боевой духПродажа анимеФэнсервисJRPG: Grandia2Seiyuu: Mirayama Yuko

Об этических законах в аниме

Интересное наблюдение. В массе своей люди спокойно воспринимают технические отличия анимешных миров от реального, но совершенно не готовы воспринимать отличия этического плана.

К тому, что главный герой может кастовать файерболы, левитировать, прыгать на высоту трёхэтажного дома, плавать по двадцать минут под водой без акваланга, выдерживать удары об стены, которые не выдерживают сами стены, к этому зритель быстро привыкает. Супергерои с суперприёмами. В красиво сделанных, хоть и неправдоподобных ударах видят особую ценность. (Я ни чуть такое не осуждаю, сам люблю :). На любого, кто скажет: «но ведь же человек не может прыгнуть на высоту пять метров без шеста» посмотрят как на странного и снисходительно объяснят, мол, это жанровые особенности, художественная гипербола, etc, etc, etc. Ну, или просто отмахнутся фразой «ай, ничё ты не понимаешь».

Но... При этом большинство же людей совершенно отказывается воспринять отличные от «риллайфовских» законы этики. Если в аниме, вдруг, оказывается, что можно жить, согласуясь с моральными принципами, высокими идеалами, если вдруг оказывается, что слово ВСЕГДА сильнее меча и любого противника можно убедить, это воспринимается как «неправильность», неправдоподобность. Автору, фактически, разрешая нарушать физические законы, запрещают трогать «суровую правду жизни».

Аниме, создавая мир, не ограничивается только физическими/техническими аспектами. В каждом хорошо проработанном анимешном мире есть свои этические законы. Они не «правильные» и не «неправильные». Они такие, какими их сделал автор.

Разумеется, как и в случае красивых спешалов и магической системы автор может «лопухнуться» и в вопросах этики, сделать скучную и неправдоподобную картину, набитую «divine mecha», постулирующую примитивное «главный герой всегда побеждает».

Но, может быть и так, что будет создана ОТЛИЧНАЯ, не похожая на нашу, этическая система. Система, в которой возможна красота души, возможен беззаветный порыв, трепетная любовь, наивная надежда. Система, которая допускает существование дон Кихотов, которые борются с мельницами и побеждают их. Допускает существование Надежды, которая сбывается. Допускает существование людей, которые готовы помочь всем, и помогают. И которым, за их помощь, воздаётся сторицей.

Я ни в кой мере не хочу сказать, что подобные этические системы свойство только аниме. Во многих книгах, фильмах, такие системы проявляются. Начиная с «Маленького Принца», и заканчивая книгами Крапивина. Иногда их называют «Законы Сказки».

И именно такие, необычные, отличные от реальных и совершенно невозможные в этом мире законы этики, даже не сами законы, а их подтверждение и доказательство в ходе повествования, именно они производят самое ошеломляющее действие. Именно после них душа мечется в тоске, в поисках Красивого Мира. Мира, где могут быть такие красивые души. Где они могут существовать, где они не оказываются растоптаны суровой повседневностью.


© 28.07.2004