shounen.ru - Рассуждения про аниме
Что я жду от аниме?О жанровых предпочтенияхАниме в России. Год 2005Что такое аниме?Одиночество во время просмотраЗаконы этикиМахо-сёненToransforma vicutoriАниме. Вопрос доверия.Настроение просмотраOpenings & EndingsПалитраЧто смотримKill Bill. Гайдзины и аниме"торкнуло"концептуальностькавайЭпосАтмосфера...Слои в анимеTV vs OVAРеализм давить...Давить!Боевой духПродажа анимеФэнсервисJRPG: Grandia2Seiyuu: Mirayama Yuko

Продажа аниме

Я, в принципе, неплохо зарабатываю. И сказать, что стеснён в стредствах, не могу.

Но одна вещь, во мне вызывает глубоко внутренний протест. Эта идея о продаже и покупке аниме.

Долгое время эта мысль у меня маскировалась за другими — идеей о недопустимости торговли пиратским аниме, о том, что ОВАшки — это неправильно и нехорошо по сути.

Так продолжалось, пока я случайно не наткнулся на книгу Арона Белкина «Запах денег». Книга, в принципе, интересная, и рассматривающая влияние денег на психологию человека. Написана она практикующим психоаналитиком, и, в массе своей, достаточно нейтральная по отношению к читателю.

Не буду пересказывать всё её содержимое (оно довольно объёмно), остановлюсь только на одной идее, помогшей мне чётко сформулировать своё отношение к продаже аниме.

Суть идеи: деньги в современном обществе играют роль, куда большую, чем просто «эквивалент труда». Это и символ престижности, и мерило успешности человека в обществе. В частности, каждая операция, в которой участвуют деньги, имеет оценку, определяемую суммой вовлечённых денег.

Не хочу повторять всё содержимое книги, желающие могут с нею ознакомиться самостоятельно.

Я хочу просто чуть-чуть развить идеи, прозвучавшие в книге, и показать корни собственной неприязни к торговым отношениям в применении к аниме.

Для начала о самой торговле. Человек, покупающий что либо, помимо всех прочих оценок (качества, удобства, etc), в формировании совокупного образа объекта учитывает и заплаченную цену. Например: «дешёвка», «дорогого стоит», «пятибаксовые перделки» (про колонки для компьютера). Причём, в отличии от, например, аудиофильских оценок, оценивает всегда. Именно в силу универсальности и простоты оценки.

Человек может и не осознавать, но всё равно добавлять в общее впечатление от покупки её стоимость. Точнее, даже не стоимость (сама цифра по себе ничего не значит), а её соотнесение с ценами на аналогичные изделия, с собственным уровнем доходов.

Положительное или отрицательное мнение — это не существенно. Важно, что эта оценка присутствует всегда.

А теперь сравним два варианта получения аниме. Первый — купить. Второй — скопировать у человека.

Первый вариант (покупка) — подразумевает некий этап выбора, что именно купить. Оценку по косвенным параметрам, признакам. То, что называют прицениваться. Я отдаю деньги, получаю диски с аниме. Так или иначе при более-менее потоком процессе (а при моих темпах смотрения это обязанно быть потоковым процессом) срабатывают внутренние «покупательские рефлексы» — оценка купленного именно как покупки. Эти рефлексы можно удавить сознательно раз, два, три. Но невозможно удавить как класс. И они так или иначе проявятся. Разумеется, не осознанно. Все действительно могучие силы, управляющие действиями людей в вопросах нравится/не нравится, исходят из подсознания.

Рассмотрим второй вариант добычи аниме (прийти, переписать). При этом тратится время, душевные силы, дисковые ресурсы. В конце-концов, тратится чужое время. Казалось бы, время копирования тоже может повлиять на общую оценку аниме после (во время) просмотра.

Между потраченным временем и потраченными деньгами есть принципиальная разница.

Время — это достаточно эфемерное, и не достаточно близкое «к шкуре» понятие. Оно если и влияет, то на куда менее существенном уровне, чем деньги. Деньги же — абстрактное олицетворение конкретности. Если в чём-либо появились деньги — они всегда накладывают свой отпечаток на всё, чего касаются. «Этот дивидюк стоил полторы тысячи рублей, а этот диск - тридцать пять». И вольно-невольно, но где-то в уголке подсознания формируется: «это ДОРОГАЯ вещь, а это — ДЕШЁВАЯ».

Именно от этого, ложного по своей сути, метода оценки я и бегу как чорт от ладана. Я не хочу влияния денег на свою оценку аниме. И, прекрасно осознавая то влияние, которое для меня оказывает цена (и на вас оказывает, досточтенный читатель, не надо открещиваться), я говорю — я категорически против продажи и (в первую очередь) ПОКУПКИ аниме. Причём всё равно какого — пиратского, лицензионного. Тип ценника совсем не влияет на ощущение от суммы. А уж «разговоры в пользу бедных» о поддержке производителя — и тому подавно.

Я уже чувствую чьё-то возмущённое стрекотание по клавишам: «как, ты против лицензионной торговли аниме? Ведь без этого не будут сниматься новые анимационные сериалы! Ты рубишь сук, на котором сидишь!».

Ну, для начала я вообще не принимаю такие аргументы. В тот момент, когда на кого-то (одиночного покупателя) перекладывают отвественность за судьбы всей индустрии, становится понятно, что более никаких аргументов нет, и теперь надо аппелировать к глобальным вещам.

А придираясь к мелочам, замечу, что купля/не купля русскоязычным человеком на американском ДВД японского ТЕЛЕВИЗИОННОГО сериала ни прямо, ни косвенно не может повлиять на решение выпускать/не выпускать телесериалы на японском телевидении.

(Возражения виртуального сферического оппонента в вакууме с лёгкостью разгромленны :)

P.S. Именно по причине избегания влияния на оценку сериала сторонними мнениями я никогда не читаю рецензии на ещё не посмотренные вещи. Чего и вам желаю.


© 20.01.2004