shounen.ru — обзоры аниме
Tengen Toppa Gurren LagannMononokeZipangNow and then, here and thereKore ga watashi no goshujin-samaGeneration of EvangelionBuzzer BeaterTwin SpicaLovelessSamurai ChamplooGenshikenSoukyuu no FafnerCowboy BebopSoul TakerEikyuu KazokuUltra ManiacMaico 2010

Алфавитный список обзоров© copy rules

Angelic Layer

CLAMP. Как много в этом звуке для сердца русского слилось...

Махо-сёзде. МАХО-СЁДЗЕ, а не мунятина. Махо-сёдзе + покемон. Pocket Tenshi. PockeTen. И в то же время оно меня торкнуло. Торкнуло до такой степени, что я до самого утра смотрел. Успел. Закончилась 26 серия, и я чуть-чуть не опоздал на работу.

Затягивает. Хотя нет ни графики, не сюжета, не музыки. Нет драйва, когда по нарастающей, из серии в серию раскручивается колоссальная битва, схлёстываются две могучие силы (классический метод построения файтингов для мальчиков). Но Angelic Layer изначально не для мальчиков. Для девочек. Этакая смесь спортивного аниме и махо-сёзде. И в нём есть атмосфера.

Она завораживает. В "великом и могучем" есть такое словосочетание - "божий одуванчик". Обычно его используют только по отношению к ветхим и добрым старушкам. Но тут... Тут у нас юная девочка (ой, пардон, девушка) - божий одуванчик. Другого не подобрать. Уж очень она нежная, чистая, добрая, светлая, открытая.

В общем, идеал, от которого на глаза наворачиваются слёзы умиления.

Вокруг неё... Вокруг неё такие же. Хорошие, добрые, милые.

И что самое странное - за двадцать шесть эпизодов это не надоедает. Даже наоборот, становится грустно, когда всё заканчивается.

Не ощущается слащавости, наигранности. И та искренность, открытость, что звучит в каждом слове, в каждом звуке - она заставляет верить, сопереживать.

От классического кино в подобном стиле за версту веет наигранностью, театральностью (в худшем смысле слова). А в аниме даже самые "опасные" сцены - те, что в кино заставляют краснеть из-за искуственности происходящего, даже такие сцены "прокатывают". Потому что той искренности (уж простите за повторы, но другого синонима я подобрать не могу), что сумели добиться сейю, её с избытком хватает, чтобы поверить. И начать сопереживать.

Да, кстати. Заодно, раз я упомянул сопереживание, хочется немного отвлечься и поговорить о доверии. Когда зритель смотрит очередное произведение у него есть два варианта поведения - критика, снисходительного зрителя, отмечающего все недостатки фильма (и почти радующегося им). Или второй - довериться режисёру. Начать сопереживать. Если выбрать "путь критика" (ну или снисходительного зрителя - что есть одно и то же), то, разумеется ему совершенно не страшно, если где-то прозвучит фальшивая нотка. Но и удовольствия от просмотра - обычное. На уровне просмотра фильма по ТВ и рекламы (да-да, не удивляйтесь Харкорные Отаку. Есть люди, получающие удовольствие от просмотра русской рекламы в перемешку с американскими боевиками).

Если же довериться... Да, тогда открываются новые горизонты, происходящее обретает смысл, форму. Появляются ощущения, которые ранее не доступны "критику". Но и зритель становится уязвим. Чем более он сопереживает, верит режисёру - тем более болезненным будет "обрыв" - когда фальшивый голос, ненатуральное поведение вырвут реального персонажа и поставят на его место куклу.

И когда на экране появляется вещь, в которой персонаж делает что-то очень неприличное (нет, господа хентайщики, не то что вы подумали) - например, выдвигает своего бойца на ринг со словами "силы ветра, неситесь вперёд!", то тут у зрителя возникает выбор. Или мы говорим "какая чушь" (ахъ! Это благоразумие!) или верим. И восхищаемся красотой "почти-хеншина". Если мы верим, восхищаемся, то малейший диссонанс обломает так, что мало не покажется. Причем облом останется внутри, потому как сработают защитные системы. Взрослость закроет эту детскую обиду, она останется глубого внутри.

Но, вернемся к нашим покемо... яйцам с крылышками. Именно отсутствие вышеупомянутого диссонанса, именно оно позволяет следить за ангелами не в роли "знатока и ценителя меха-боёв", а просто мальчишки.

Файтинг, обретший трёхмерность, материальность. Стильные дизайны, мягкая атмосфера (да-да, западный геймер, выросший на MK, кик-боксинге и рестлинге, совсем не привык к мысли, что файтинг может быть не агрессивным, не злым и не кровавым).

А уж внешний вид КЛАМП постаралась сделать. Нет искуственных ограничений на функциональность и целесообразность. Ангелов делают дети. Им всё можно. И расцветают волшебники, феи, принцессы. Красивые, хватающие за душу. (Кто скажет, что КЛАМП не умеет рисовать красиво - ССЗБ).

Действительно, бои, лишенные тональности "можно/не можно", "на самом деле так или нет", лишенные скептицизма сопоставления с реальностью, выглядят феерически.

Сначала (особенно в контрасте с новыми работами, в которых очень сильная детализация глаз, лиц) графика кажется через чур простенькой. Глаза без тщательной прорисовки. Лица, на которых едва видны носы (внешность "ич-тян-сана" вообще отдельных разговор), "ненастоящая" палитра. Это сначало создает атмосферу некоторой "кукольности" происходящего.

Но потом, когда главная героиня - Мисаки - показывается всё более и более, начинаешь понимать, что графика под стать общей атмосфере сериала. Мягкая, добрая, чувствительная, наивная. Почти светящееся лицо (вот она причина плохо видных черт лица), общая настроенность на дружбу.

Общий настрой Angelic Layer удивителен. Он затягивает, удерживает у экрана. Мягкое робкое тепло, возле которого согревается душа и оттаивает сердце.


© 21.04.2002, 01.06.2003