shounen.ru — обзоры аниме
Tengen Toppa Gurren LagannMononokeZipangNow and then, here and thereKore ga watashi no goshujin-samaGeneration of EvangelionBuzzer BeaterTwin SpicaLovelessSamurai ChamplooGenshikenSoukyuu no FafnerCowboy BebopSoul TakerEikyuu KazokuUltra ManiacMaico 2010

Алфавитный список обзоров© copy rules

Elfen Lied

Гаремный сёнен в 血-минор

Есть такой дурной и (лично у меня) вызывающий брезгливость жанр хентая — bloody hentai. Изображения расчленёнки, изнасилования бензопилами и дрелями, вываленные наружу внутренности, обрубленные руки, ноги, разорванная грудь и половые органы. Именно в bloody hentai'е и кроются, на мой взгляд, корни Elfen Lied. Много крови. Очень. Кровавые сцены любовно вынесены на передний план, авторы смакуют вид оторванных рук, ног, разорванных тел. Наверное, такое любовное копание в трупах, можно назвать главным недостатком Elfen Lied. Насилие, смерти - они нужны для сюжета. А вот такое изобилие мелких подробностей разрывания тел и отрывания голов - нет. Кровь в таком количестве не представляет из себя ничего существенного - ну кровь и кровь. Что дальше? К концу второй-третьей серии кровь воспринимается примерно так, как кровавая жижа, протекшая сквозь дырку в пакете с куском размороженной говядины. Нехорошо, неприятно, грязно. Но мелкая и бытовая проблема, решаемая губкой и порошком.

Для художественного произведения кровь, насилие - то же самое, что специя для готовящегося блюда. В малых, умеренных дозах, она даёт сильный эффект, подкрепляет идеи и эмоции. Но, как со всякой специей, передозировка мгновенно убивает вкус, оставляя несъедобное месиво. Именно такое месиво в Elfen Lied.

Именно такое месиво сделали из обычной романтической истории, гаремного сёнена. Удивительно или нет, но вся кровь, мизантропия, насилие и ненависть, которыми насыщен сюжет Elfen Lied - лишь фон к гаремному сёнену. Мальчик, на которого виснут множество девочек. Которые все его любят, ругаются между собою, а все шишки достаются парню. Основная идея, которая должна быть в любом гаремном сёнене, идея, которая просто является землёй и солью любого представителя жанра - это "всепобеждающая любовь". Разумеется, эта идея присутствует и в Elfen Lied. Крик о любви остановит убийцу от агрессии, вернёт память и чувства кому угодно. Разумеется. Но убедительность "возврата" - никакая. Ну не верю им я. Не верю. Вторая составляющая практически любого гаремного сёнена "казоку десу". Семья. Дружная, хотя часто и шумно ссорящаяся семья. Где все друг друга любят. Где все хорошие. Эта составляющая сделана уже много лучше. Тёплая атмосфера дружбы и любви заставляет проникнуться.

Сюжет, который, вообще говоря, в гаремном сёнене не обязателен (шедевральная Love Hina вполне без него обходится, а большая часть представителей имеют его далеко на самой первой свежести), в Elfen Lied есть, но развивается в том минимально-необходимом объёме, который нужен для раскрытия персонажей. Неплохой полумистический "ужастик", наверное, даже затрагивающий (вскользь) достаточно серьёзные вопросы отношений между гомо сапиенс и конкурентами в экологической нише разумных существ.

Персонажи в Elfen Lied - обычные гаремные герои и героини. Очень обычные. Розоволосая девочка, будем откровенными, уже достала своей традиционностью. Интересны, на мой взгляд, не они, а персонажи вторострепенные. Не буду писать спойлеры, но в Elfen Lied главная жестокость, главная, страшная, вызывающая резонанс в душе, создающая ощущение кошмара, это не кровь и отрываемые кусками руки у маленькой девочки. Это сцены вне гарема и вне кровавых побоищ. Сцены человеческой жизни. Отец, у которого пришли убивать дочь. Отец, обнаруживший, что его собственную дочь тоже надо убить. Самому. Ребёнок, ощущающий предательство взрослых.

Хотя, увы, в погоне за фееричностью, эффектностью и кроветворностью сериала авторы откровенно махают рукой на логичность, обоснованность, оставив только игру контрастов между мирными нежными чувствами и бессмысленной кровавой бойней. Если какое-то действие персонажа может привести к кровавой драме - персонаж это действие сделает. А уж за заляпавшей экран кровью зритель, авось, не разглядят белые нитки на швах.

Свою задачу, как представитель гаремного сёнена, Elfen Lied выполнил на четвёрку. Т.е. вроде и выполнил, но сказать что отлично не могу. Слишком много внимания было уделено кровавой составляющей. Вместо контрастного фона, который лишь ярче вырисовывает теплоту и душевность отношений внутри гарема, кровь заняла доминирующее место. Получилось, что из-за слишком большого внимания к "внегаремной" составляющей волей-неволей приходится оценивать её самостоятельно, без отсылки к тому, что, мол, "в гаремном сёнене всё дозволено". А оценка сюжета как самостоятельного явления явно показывает его несостоятельность и глупость. Слишком много странных допущений, глупостей и ошибок в действиях персонажей, слишком много неувязок.


© 27.10-06.12.2004