shounen.ru : Gravitation

Анализ с точки зрения гея

Да, я уже говорил, что не люблю яой. Однако Gravitation мне нравится. Давайте попробуем разобраться, что именно мне в нём нравится, а что нет. И почему, считая Gravitation яоем, не любя яой, я всё же люблю Gravitation.

Прежде всего вывалим груду булыжников в огород.

С точки зрения описания жизни и чувств гомосексуалиста Gravitation полный отстой. (пардон, но это так). Меня можно сколько угодно убеждать, что в Японии очень и очень лояльно относятся к гомосексуализму, но я никогда не поверю, что подростку, ощущающему влечение не к девочкам а к мальчикам это так легко даётся.

Дело тут не в социальных табу (хотя это весьма и весьма тяжкая вещь - ломать стереотипы в себе), дело не в отношении окружающих. Дело в осознании себя как отличающегося от окружающих.

Сексуальные инстинкты заложены очень и очень глубоко внутри человека. Куда более глубоко, чем может показаться издалека.

Стиль причёски, рост, вес, цвет глаз, кожи - это всё мелочи. Минимум воспитания - и человека совершенно не волнует соответствует или нет его цвет стандартам окружающих.

С ориентацией всё не так. Малейшие отличия от стереотипов сексуального поведения (ухаживания за самками) подросток воспринимает как катострофу. Жуткую неудачу. Это всегда источник комплексов. Он видит, что все вокруг уже интересуются девочками, начинают за ними (пока неловко) ухаживать. Проявляют интерес к ним, говорят о них. По всем законам инстинков он должен делать так же. И он делает. И вдруг, в какой-то момент понимает, что у него не получается. Он просто не понимает зачем это (не надо думать, что 12-13 лет мальчишка знает ВСЁ о сексе. Большая часть его знаний дальше терминологии не идёт, а о том, что надо делать во время секса он имеет веесьма смутное представление). И вот, мальчишка понимает, что он НЕ МОЖЕТ. Не знает. Все (вроде) могут, а он нет.

ЭТО ПРОБЛЕМА ВСЕГДА. Она есть. В той или иной форме, но через это проходят все гомосексуалисты. В России добавляются свои проблемы, но это не суть. Речь идёт про грави.

Так вот, в Гравитейшн совершенно этого нет. ВООБЩЕ. Ни намёков, ни следов. Ничего. Никак. Нигде. Шуйчи ведёт себя как самая натуральная девушка (пардон за игру слов). Это яой. В самом что ни на есть своём глубинном смысле (показ отношений, инициированных девушкой, где роль девушки изображает более молодой партнёр). Шуйчи ведёт себя скорее как взбалмошная девчёнка, чем парень.

Это были камни. А теперь собственно, о хорошем. О том самом, что заставило меня закрыть глаза на несведёнки, на мелкие недочёты, и огрехи.

Шуйчи. Да, вначале это просто взбалмошный мальчишка. Потом, во время объяснения (да и отношений) он ведёт себя как девчёнка (не в смысле слабохарактерно, а именно то, о чём я выше написал). Но... Потом. Потом способ изложения (о нём ниже) берёт своё. И на месте набора огрехов, которые должны были бы превратить героев в набор шаблонов и картонных фигурок мы видим людей. Их чувства и эмоции.

Этот стиль изложения... Близко к нему подошли Kareshi Kanhjo no Jijou, Kodomo no omocha.

Странный, сначала немного отталкивающий, но потом завораживающий до невозможности.

Мгновенный переход от радости к слёзам. от шуток к серьёзному. И назад. Странные, несущиеся с огромной скоростью события, слова, важные, самые важные. проговариваются быстро, без акцента на них. И нет пустых кадров. Деформед и шутки только оттеняют, то что происходит.

Сначала появляется ощущение, что автор совершенно не умеет показывать чувства персонажей. Всё как-то скомкано, через чур быстро.

А потом к этому привыкаешь. И вдруг понимаешь, что вот эти едва заметные, едва ощутимые штрихи, странные линии, непонятные вблизи, вдруг складываются в прекрасную картину издалека. И уже не важны линии, штрихи. Перед нами ожившая картинка. Именно так всё происходит в Gravitation. На смену персонажам приходят их эмоции. Самые главные, самые сильные. И, очищенные от мелочности реализма, от шелухи модерна предстают в своём истином обличье - чистые и незамутённые.

Грави смотрится на одном дыхании. Сначала, за лёгким непониманием приходит понимание. Потом - интерес. Потом... А потом начинаешь сопереживать героям. Да, слёзы и крик Шуйчи, которые вот-вот должны вызывать слёзы у чувствительного зрителя вдруг сменяются шуткой. И зритель, которому так и не дали поплакать над трагедией, неудовлетворённый ждёт дальше. И вот опять есть повод. И тут же снова шутка. Трагичность так перемешана с фарсом, что их смесь повергает человека в странное состояние - слёзы сквозь смех. И жалко Шуйчи, и тяжко за Юки, но это чувство, растормошенное оставляет ощущение лёгкой недосказанности. Что-то не сказали. Что именно не понятно. И ищешь сам ответ. И находишь. СВОЙ ОТВЕТ. А потом, радостный, идёшь к клавиатуре писать статью о том, как много умного и хорошего в Gravitation, как тонко она подметила порывы души и тайные мысли.


© 09.06.2002