Более 200 МСП Подмосковья получат субсидии на модернизацию и лизинг оборудования
Производитель товаров для садоводства увеличил эффективность благодаря нацпроекту
В Москве стартовал приём заявок на технологический конкурс в сфере ЖКХ
Доля новостроек в выдаче ипотеки в Москве уменьшилась на 8,5%
Доля новостроек в выдаче ипотеки в Москве уменьшилась на 8,5%
«Мегамаркет» открыл склад на месте бывшей «IKEA» в Химках
«Итэлма» запустит первое в России производство печатных плат
Фиктивное и преднамеренное банкротство
Законодательство о банкротстве можно понимать широко. Если подойти именно таким образом, то нормы, определяющие признаки, условия, процедуру и объем ответственности за фиктивное или преднамеренное банкротство пополнится не только нормами гражданского, административного права, но и уголовного права. Несмотря на то, что по мнению, возможно немалой части участвующих в делах о банкротстве, достаточно часто существует фиктивное или преднамеренное банкротство, на практике все не так просто.
1. Преднамеренное банкротство
Согласно ст. 196 УК РФ Преднамеренное банкротство, то есть совершение руководителем или учредителем (участником) юридического лица либо гражданином, в том числе индивидуальным предпринимателем, действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица или гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти действия (бездействие) причинили крупный ущерб.
Таким образом, необходим умысел и крупный ущерб (благодаря примечанию к ст.169 УК РФ это превышение суммы в 1,5 млн рублей). На практике, правоохранительные органы не любят подобную норму. А арбитражные управляющие при анализе банкрота формально оценивают фактические обстоятельства (условия), приведшие к банкротству. Да и сами кредиторы, опять-таки арбитражные управляющие не всегда заинтересованы рассматривать уголовное дело (преследование) не иначе как способ давления на должника или контролирующих его лиц.
Именно поэтому правовая норма как бы есть, но по факту работает только тогда, когда очень сильно кому-то нужно. Количество случаев привлечения к уголовной ответственности небольшое. На наш взгляд, сложность привлечения к ответственности также в том, что неразумные и недобросовестные действия руководителя или участника могут быть связаны с ошибками в минимизации правовыми и иными рисками в деятельности предприятия. Так, руководитель может нанять «плохих» финансовых специалистов, главного бухгалтера, ошибиться в условиях коммерческих сделках с контрагентами при оценке, анализе рынка.
Также стоит принимать во внимание, что сложность в квалификации деяния как содержащего признаки преднамеренного или фиктивного банкротство являются ситуации, когда руководитель должника не теряет время и самостоятельно инициирует обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом. Ведь, по хорошему, банкротство может привести и к удовлетворению требований кредиторов и возобновлению деятельности предприятия.
2. Фиктивное банкротство
Тут еще хуже или сложнее. Согласно ст.197 УК РФ Фиктивное банкротство, то есть заведомо ложное публичное объявление руководителем или учредителем (участником) юридического лица о несостоятельности данного юридического лица, а равно гражданином, в том числе индивидуальным предпринимателем, о своей несостоятельности, если это деяние причинило крупный ущерб. Учитывая, что количество ситуаций, когда публично происходит объявление о несостоятельности юридического лица, само по себе, на наш взгляд, крайне мало. Поэтому неудивительно, что и по факту отсутствует судебная практика по указанной норме УК РФ. Именно поэтому мы бы рекомендовали заинтересованным лицам чаще и больше использовать инструменты уголовного преследования. Работать по направлению фиктивное и преднамеренное банкротство. Качественнее выявлять, анализировать банкротство на предмет идентификации соответствующих признаков.
Всё о банкротстве юридических лиц в нашей следующей статье.