shounen.ru : Neon Genesis Evangelion

Evangelion. Шедевр.

Ева действительно шедевр. Не просто невероятной глубины и серьёзности произвдение, а действительно, шедевр аниме.

Всё, мельчайшие детали, всё проработанно практически до совершенства.

Жанровые особенности (меха) сделаны изумительно. Отличные дизайны роботов, сюжет, равный которому найти вряд ли удастся. Музыка, звуковое оформление, голоса. Философия, психология. Каждый из этих пунктов достаточен, чтобы занести Еву в шедевры.

А то, как они скомпонованы... То, как одновременно удаётся сочитать чистейшей воды философию, глобальные, оторванные от реальности и сиюминутности вопросы, больше уместные на страницах философского романа, и драйв, экшн, то, что по-хорошему и надо называть triller (потрясающее произведение), делает Еву абсолютом.

Лучше уже ни у кого не получится.

Дело именно в этом. В том, КАК сказали. Не просто «что» (хотя и это — хорошо), а именно «КАК». Мягко и основательно вплели в повествование отрешённые рассуждения, в каждый момент времени, сохраняя иллюзию понятности и тем самым удерживая зрительское внимание.

Психологизм, скрытый за внешней, очень понятной и простой истерикой, невероятен. Самокопание, одновременно протест и гимн эскапизму.

Ева ЗАСТАВЛЯЕТ задуматься. Не просто приводит мысли, агрументы, которые потом, в момент лирично-философского настроения будут использованы при рассуждении, а ЗАСТАВЛЯЕТ задуматься. Не о банальной фразе «смысл жизни», о вполне конкретных моментах, в которых этот мифический смысл кроется. То, как ставятся эти вопросы, то, КОМУ и КАК они задаются, не позволяют отмахнуться от них.

И ещё раз. Всё вышенаписанное, не попытка рецензии на «псевдофилософский бред» модных Мураками и Коэльё, не описание психоделического действа, толком непонятного даже автору. Это описание МЕХА (мультика, про сражающихся роботов!). Суметь ТАК сплести сюжет, характеры, идеи, что от их смеси появляется ощущение «откровения» (уж не на это ли намекал Анно, называя аниме Евангелион?).

И, куда позже появившийся Разефон (RahXephon) не сумел и на сотую долю приблизиться. Именно как меха. Уйдя в пустые рассуждения в воздух, не сумев аргументировать мысли, не сумев удержать зрителя. Ни, Haibane renmei, ставшая чуть ли не «второй евой», не сумели сделать такой простой вещи — оставаться интересными.

От того, слова, произнесённые персонажами Евы, звучат совсем не так как прочие. Потому что они произносятся людьми, характеры которых показаны. В которых веришь. Которые вызывают ответные эмоции. Это не бесплотные тени, это ЛЮДИ. И сказанное — не «идея, которую хотел сказать автор своим произведением», а суть, боль и надежда, тех, кто говорит. Ещё раз. Тех, кто говорит. Не марионеток, не картонных человечков, которыми управляет автор по воле своей, а ЛЮДЕЙ. Недаром Пушкин, про персонажей «Евгения Онегина», писал, что они не подчиняются ему, а действуют сами. Так же и в Еве. Не просто персонажи. Собственные характеры, собственные переживания. Живые. И зря Рицку говорит, что «нельзя оцифровать человеческий разум и душу». Могут. Могут и оцифровать. И создать. Гении.


© 17.09.2003