shounen.ru — обзоры аниме
Tengen Toppa Gurren LagannMononokeZipangNow and then, here and thereKore ga watashi no goshujin-samaGeneration of EvangelionBuzzer BeaterTwin SpicaLovelessSamurai ChamplooGenshikenSoukyuu no FafnerCowboy BebopSoul TakerEikyuu KazokuUltra ManiacMaico 2010

Алфавитный список обзоров© copy rules

Abenobashi. Две морды лица

Abenobashi Mahou Shoutengai

Волшебный квартал Абенобаши

Гайнакс. Одна из студий, одно упоминание которой, приводит мысли в почтительное состояние. Evangelion, Kareshi Kanojo no Jijou, FLCL... Это самые известные. Аниме созданное отаку для отаку. Хардкорное, каждый раз снимающее крышу, каждый раз не похожее на предыдущее. Никакой вторичности, свободный полет мысли, талантливые решения, глубокий сюжет, заставляющий думать. Каждый раз принципиально новый подход к аниме, каждый раз «первопроходец».

(Гимн в честь Гайнакса отзвучал, все могут сесть).

Абенобаши ошеломляет развязностью. Можно все, любая приличность, неприличность, глупость — все идет в дело. Шутки сыпятся таким потоком, что различить большую часть из них сложно. Развязность во всем — в сюжете, в графике, в дизайнах персонажей. То, что можно назвать свободным полетом фантазии авторов, веселой компании студентов, которые решили приколоться и нарисовать аниме. Каждый во что горазд.

Пародия над аниме, играми, фильмами, самая злая и точная из всех, которые я видел. Пародия вообще, над «массовой» культурой. За внешней глупостью скрывается огромный тонкий слой аллюзий, намеков. Тонкие идеи, очень сложные, которые осознаешь медленно, с трудом облачаются в форму комедии положений, мелких приколов. Сюжетная линия скрывается за сиюминутной дурью.

Безусловно, Abenobashi вещь нетривиальная. Видно поступь Мэтра.

И почему же он мне не понравился? Не понравился категорически. Бесповоротно. Не как конкретная ТВ, а как путь развития аниме.

Впервые этот стиль явился миру в ФуриКури. Все можно, все доступно. Я об этом стиле написал выше. Фури–Кури был пилот–тоном. Пробой сил. Он выходил на ДВД, и был успешен. Массы приняли внешний стиль рисовки, персонажей, общий настрой. Совсем не важно, что те же массы не поняли того, о чем был Фури–Кури. Кого это интересует? Главное, стиль приняли. (Для особо злобливых — я в данном случае отношу себя к массам). Абенобаши стал логическим продолжением, развитием стиля. Вседозволенность перешагнула рамки вседозволенности.

Внешний вид аниме стал окончательно «верещащий». Я не могу подобрать другого слова, даже Пуни–Пуни, мелкая балаболка, куда более спокойна, чем персонажи Абенобаши. Диснеевская «экспрессия», преломившись в мозгах гайнаксовских приколистов обратилась в почти абсурдный, гипертрофированный фарс. Персонажи во время выражения эмоций все время двигаются, издают массу звуков. Такое в аниме было и раньше — чуток гипертрофированный показ эмоций позволял показать их более контрастно и ярко. Но в Abenobashi этот «чуток» разросся просто до безобразия. Несколько планов, на каждом из которых «нечто» изливающее свои эмоции, верещащее в полный голос — норма. В начале это забавляет, заставляет резче ощутить ситуацию, прочувствовать ее. А потом начинает утомлять. Пустопорожнее движение, мелькание цветов на экране. Пародия, будучи одиночной, кажется хорошей и дельной. Когда же идут пародия за пародией, на вся и все, когда высмеивается буквально все, до чего дотягивается взгляд автора, становится очень неуютно. Под нож попадает все. И махо–седзе, и лав–стори, и меха, и даже Голливуд.

О последнем надо говорить особо. Над Матрицей, вампирами, монстрами и иже с ними смеются все. Смеются уже долго, одинаково глупо повторяя одни и те же штампы насмешек. Для меня почти шоком было увидеть от Гайнакса (см. гимн в начале) подобную дешевку. Можно попытаться оправдаться, мол, смеются над пародиями над голливудскими фильмами. Может быть. Однако ощущение легкой брезгливости не проходит.

Насколько далек Abenobashi от классического аниме, от того, ради чего собственно его смотришь...


© 21.11.02