Buzzer Beater

Аниме про баскетбол уже было. Это Dear Boys и Slam Dunk. Возможно ещё что-то, чего я не видел. Но на шедевры ни первое, ни второе не тянут, увы. Хорошо, да. Но в них не хватает чего-то, что делает из «просто спортивного аниме» запоминающуюся вещь.
В Buzzer Beater нашли определённую изюминку. Некую выпендрёжность, наверное, уходящую корнями в стиль рэперских выступлений (извините, не эксперт). Стилистику, чуть-чуть перекликающуюся с Tenjou Tenge. Из него же (из ТенТена) взят особый стиль изображения персонажей, с красивыми мускулистыми телами, с яркими бликами на гладкой коже, с лёгким эстетствующим гротеском юной силы, рвущейся наружу.
Этот стиль отлично смотрится. В нём ощущается сила, задор. Добавим сюда ещё
захватывающие сцены на игровом поле, отличную рисовку динамики, с движениями
камеры, сменой фокусов, и первое впечатление о Buzzer Beater будет более чем
положительным.
Устремления героев, их поступки, слова создают предпосылки к победе, объясняют её, дают ей силу и значимость. Начальные серии, обещающие отличную спортивную карьеру, борьбу, победы, поражения, поиск себя, поиск в себе, силу не остановиться на поражении, не прекратить бороться, продолжать стремиться к своим идеалам.
Однако...
Спортивное аниме в тринадцать серий (да-да, 13, а не 113) — это смешно. Спорт, карьера, которая разворачивается за 5 часов на экране, это или великое достижение мастера краткости, или, увы, провал.
К сожалению, создатели Buzzer Beater на звание Мастера не претендуют. Отдельные,
весьма удачные, живые образы «проходных» боёв, к сожалению, начисто разрушаются
таким же проходным финалом. Такое уже было в Dear Boys, там финал казался обещанием
«чего-то дальше». В Buzzer Beater ничего даже особо не обещают, лишь скомкано
заканчивают рядовой бой.
Стремительность показа первых боёв была чем-то новым, интересным. Когда с такой же стремительностью (меньше, чем за половину серии) промотали финальный бой, осталось лишь ощущение недоумения.
Настоящее спортивное аниме должно не только и не столько показывать процесс соревнований, сколько раскрывать душу героя. Показывать к чему он стремится, показывать, на что он готов ради своей цели. Показывать величайшую степень самоотдачи, увлечения. Потому что профанам и «слегка интересующимся» не место среди богов стадиона.
В Buzzer Beater не смогли раскрыть главную составляющую спортивного аниме, не
смогли объяснить устремлений героев. Ни победы, ни поражения, по большому
счёту ничего не меняют. У второстепенных героев, да, ощущение некого сакрального
смысла, который они вкладывают в игру есть. У главных героев, увы, нет.
И даже флешбэк перед финальным боем не смог убедить в силе чувств героя.
Хотя определённые достоинства у сериала есть. Это противопоставление взрослых, старых, побитых жизнью людей и задиристого, агрессивного молодняка отлично ощущается в музыке, странном сочетании рэпа и блюза. Блюзовый мотив внезапно разбивающийся о настырность и грубость мелодии, и так же внезапно возвращающийся грустными звуками взамен дёрганого ритма агрессии.
Безусловным минусом сериала является и скудость мира. Полу-киберпанковское
окружение (точнее, полностью соответствующее формуле Hi Tech, Low Life),
непонятное окружение из инопланетян. Слишком много допущений и добавлений
к обычной жизни сделано, и слишком мало из них объяснено и/или использовано
для развития сюжета. Если можно так сказать, мир Buzzer Beater - это мир
«попсового киберпанка». Люди, греющиеся на улицах возле горящих бочек,
нищета, и всё это в окружении подчёркнуто технологического окружения.
Вполне понятная аналогия с засильем негров в баскетболе, которая напрашивается при виде «засилья инопланетян» кажется не слишком вежливой метафорой, и даже, в общем говоря, весьма и весьма мягкое отношение к «врагам» (они вовсе не изображаются великими злодеями, более того, большая часть из них весьма и весьма благородна) не сглаживает впечатления.
P.S. Относительно пятой серии, в которой уделяют внимание герою по имени Ivan, сказать особо нечего, достаточно просто показать картинки...
© 04.10-07.10.2005