shounen.ru — обзоры аниме
Tengen Toppa Gurren LagannMononokeZipangNow and then, here and thereKore ga watashi no goshujin-samaGeneration of EvangelionBuzzer BeaterTwin SpicaLovelessSamurai ChamplooGenshikenSoukyuu no FafnerCowboy BebopSoul TakerEikyuu KazokuUltra ManiacMaico 2010

Алфавитный список обзоров© copy rules

Guyver

GuyverВ этой статье я никак не смогу быть объективным. Потому что Guyver для меня — всё. Это вещь, с которой начался мой путь отаку, то, что я увидел ещё в 14 лет, то, что повергло меня в глубочайший эмоциональный и интеллектуальный шок. Вещь, от которой я фанател будучи мальчишкой около двух лет, вещь, которая во многом повлияла на мои представления о красоте и силе. Вещь, которая создала почву для формирования меня как отаку в старшем возрасте.

Показывали её по местному телевидению, всего лишь 6 (вместо 12ти) эпизодов, с русским воисовером поверх английского даба.

Я не хочу и не буду говорить про старые дизайны, странноватую на сегодняший момент рисовку, игру сейю.

Я попробую сфокусироваться на том, что я видел в Гайвере ТОГДА, будучи мальчишкой. Будучи целевой аудиторией подобного аниме. Происходящее попало точно в цель, проникло так глубоко, и вызвало такие сильные ответные эмоции, что их отголосок я вполне ощущаю даже сейчас, спустя десяток лет, глядя на экран и слыша выкрик «Гайвер».

Для начала о «диспозици сил» в тот момент. Всеядное дитё, прочитавшее всю НФ в двух библиотеках, толком ещё не видевшее достаточное количество фильмов, глотающее практически все мультфильмы. (Кстати, интересный вопрос, почему в детстве практически все мультфильмы вызывают такую положительную реакцию, не смотря на уровень и сюжет?)

Основное, что меня корёжило при просмотре мультфильмов — это их «детскость». Вся фокскидщина, диснеевские сериалы, в массе своей, это та же самая «Варина варешка», глупые мультфильмы для детей в возрасте 7-10 лет, в которых нет ни сюжета, ни серьёзности, ни толковых эмоций. Так, двигаются фигурки на экране, иногда поют, иногда делают смешные шутки уровня «пирогом по морде». Те же мультфильмы, которые были про роботов, отличались повышенной степенью идиотизма. Я, к тому моменту, начитавшийся Бредбери (правда, увы, ещё не понимавший всей силы его печальных пророчеств), прочитавший практически всего Хайнлайна, Шекли, Азимова, Крапивина, Гуляковского, Миронова, Снегова, знал, какой должна быть фантастика. Она должна быть как минимум УВЛЕКАТЕЛЬНОЙ. Не просто занимающей время, а увлекательной. То, чего как класса не было ни в отечественных, ни в иностранных мультфильмах. Там не было драйва, силы, устремлений. Там не было героев, которым надо было бы сопереживать. Там вообще не было Героев. Так, рисованные персонажи.

Guyver. GunИ вот Guyver... С первой секунды опенинга (когда говорят про силу жизни, за гранью науки, обращённую в оружие), с первых кадров, когда показывают Гайвера, нарисованного ВСЕРЬЁЗ (сравните внешность Гайвера и мимопробегающего супермена или очередной конструкции Гаечки). Я слышу серьёзные голоса, голоса такие, которых не слышал до сих пор в анимации (пусть это был английский даб, но он старался быть на уровне с японским, по крайней мере по стилю. Это сейчас я могу сказать разницу между ними, сравнить уровни, не в пользу даба, но тогда, тогда самое главное — это была серьёзность).

Именно в тот момент, я ощутил прикосновение к чему-то, что зажгло во мне интерес. Настоящая НФ. Та, которая в книгах. Не детское сюсюкание с роботами из конструкторов и кубиков — настоящая, серьёзная фантастика. Детализация — отсутствие тогда ещё не осознаваемого, но уже очень ощущаемого тезиса американских мультипликационных сериалов: «как-нить сделаем, а дальше они сами додумают».

Дальше сильнее. Сюжет, уровня неплохой фантастической книги (даже сейчас, разглядывая сюжет я могу сказать — не так уж и плохо. Весьма и весьма сюжет, с довольно неплохой основой внутри, без явных ляпов и «deus ex mecha».). Вещи, о которых никогда и никто не говорил в мультфильмах. Убийство (!!!). Кровь (!!!). Крики боли и страха (!). Они должны были быть — они же были в книгах, а в мультфильмах резиновые головы от которых отскакивают утюги и топоры может и помогали делать комедию, но уж никак не способствовали драматизации сюжета.

Потом... Потом, я услышал то, чего в принципе нет было в американских мультфильмах (особенно тех лет). Намёки на сексуальность. Сейчас я смотрел — и в первых 6 эпизодах только с великим трудом я раскопал их. Совершенно невинные анимешные разговоры о «койбито». Но тогда (14 лет — самый всплеск гиперсексуальности) они были для меня откровением. Почти шоком. «В мульфильме — и вдруг про ЭТО????»

Убийство главного героя. Не просто убийство, убийство в бою, жесткое и кровавое, мучительное и обидное. Внутри всё просто взвивалось на дыбы от ощущения «настоящести». Разница примерно такая же, как если бы после звонка сотового телефона я услышал тоже произведение в исполнении симфонического оркестра в филармонии.

Просто несравнимые уровни. День и ночь.

Первый раз в жизни я видел мультик, который был «всерьёз». Со мной не сюсюкали, не занимались фигнёй в стиле шедших тогда по некоторым каналам диснеевских мультсериалов. Со мной (авторы) говорили на полном серьёзе. И то, что происходило было тоже серьёзным, а не дурашливым приключением тряпичной куклы.

На ощущение от художественного произведения наложилось ещё много всего.

Идеи, в принципе затасканные в аниме практически до невозможности, и не замечаемые сейчас при просмотре, тогда меня поразили до глубины души, зажгли мечту, заставили «полувсерьёз» самому с собой (не дай бог бы кто увидел — я бы со стыда сгорел) косплеить Гайвера. Без костюмов, без атрибутики. Просто представляя себя им.

Две идеи глубого запали в душу. Первая, сама идея Гайвера, мощнейшего боевого костюма, который появлялся по крику «Гайвер». Громкий крик, и ты обретаешь мощь и могущество. Идея просто пьянящая своей силой.

Вторая — это Guyver megasmasher. Сейчас, взрослым взглядом, его внешний вид мне слишком напомнил бюстгалтер. Но тогда (ах, детская невинность!) меня восхитила идея: рывок, открывающий содержимое груди (душу?!), и сметающий всех врагов. Нечто, заставляющее вспомнить про Прометея и Данко. Концепция, поражающая своей лаконичным совершенством.

Уф.... Хватит воспоминаний.

Guyver. Cool.Вообще, детальный просмотр Гайвера, заставил ещё раз задуматься о различиях старого и нового аниме. Если обратить свой взор к, например, Дебирумену (Devilman), совсем уж древнему аниме-сериалу, который-то и аниме не назвать, то там можно увидеть совершенно невозможные в современном (полу)подростовом аниме вещи. Отрубаемые ноги, руки, проламываемые головы.

Насилие. Не просто насилие, тщательно маскируемое (как в махо-сёнене) или наоборот, смакуемое, в стиле Peace Maker Kurogane. Просто кровь. Без особых эмоций. Ну да, тот, кому отрубили ноги кричит от боли. Ну и что в этом такого? Ну да, больно, умирают. Но... норма.

К насилию и крови было другое отношение. Наверное, такое, какое оно было во времена всяких революций, как писал Мисима Юкио в «Весеннем снеге»: "...принадлежала к тому времени, когда женщины спокойно мыли посуду в реке, которая несла трупы."

Этот стиль, с флегматичным отношением авторов к насилию, смерти, крови, точнее, стиль, в котором просто не было вещей, которые бы старались вынести «за кадр», этот стиль позволял более правильно показать атмосферу боя. Э.М.Ремарк писал про это. Когда к смертям, трупам и ранам привыкают.

Сейчас подобный стиль из аниме ушёл. Кровь — это либо концептуальное смакования насилия, когда зрителя просто силком впихивают в ощущение ужасности крови, насилия, открытых ран, или стиль, в котором просто не фокусируются на факте насилия или «тяжёлых телесных повреждений не совместимых с жизнью».

Так вот, возвращаясь к Гайверу. В нём именно такой стиль. Много крови, много насилия. Не смакуемого, не выставляемого на первый план. Естественного. И именно такой стиль придаёт ему ощущение суровой серьёзности, релистичности. Пересмотрев его сейчас, и попытавшись отключиться от детских воспоминаний о нём, я всё-таки могу сказать: он мне понравился. Не в последнюю очередь финалом. Точнее, не финалом, а его полным отсутствием. Хэппи энд в сюжете подобного плана — дурной тон.


© 16.06.2004