Kanon
Kanon — настоящее аниме. Есть темы, которые более уместны в фильмах. Есть — которые в книгах. А есть темы, которые возможно передать только в аниме. И одним из примеров такого является Kanon.
Помнится, я когда–то писал об этом — когда автор балансирует на грани между шедевром и бездарностью. Одна маленькая ошибка — и всё, теряется доверие зрителя; на свет в муках и корчах рождается очередное мыльное творение. Но если ошибка не случается... Да. Тогда расцветает, появляется вещь, задевающая в глубине души такие потаённые струны, до которых не дотянуться никому.
Вроде всё то же, что и в любом мыльном сериале, то же, что на экранах «в прямом эфире из Мексики». Те же слёзы, тот же любовный треугольник (и более–угольник). Те же радости и случайные совпадения.
Только вот почему-то во время просмотра Kanon такие ассоциации не появляются. Один неверный шаг — и будет мыло. И, внутренне досадуя на свою доверчивость, недовольно дёрнешь лицом — мол, что за чушь. Но шага не просиходит... И вот, окончательно доверившись автору следишь, сопереживаешь. Слёзы горя, грусти, обиды. Радость и счастье. Есть это. Выше крыши.
Уж что может быть проще и банальнее, что может быть более избито, чем тема love–story? А всё ж задевает. Глубоко и сильно. Нет, она не заставляет искать спокойного места, чтобы всё обдумать. Не заставляет переосмыслять свои глубинные порывы.
Вместо глубины и концептуальщины она предлагает мягие, робкие нежные чувства. Удивительно добрые для этого мира. От того удивительные, что таких не бывает. Это представление о том, как ОНО может быть. Да, да, взрослые хорошо знают, что так не бывает. Молодые ещё не знают, и от того надеются. Kanon даёт прибежище. Молодым — посмотреть, помечтать, чтобы было ТАК. Взрослым — просто отдохнуть от реального мира.
Карамельные, до приторности, дизайны сначала мешают, но потом, когда глаз к ним привыкает, понимаешь, что только так можно передать эмоции. Ощущение робости и чистоты. Искренности и наивности.
На самом деле, отключаясь от эмоциональной стороны, хочется сказать, что Kanon среди всех love-story сильно выделяется. Во-первых, это странный стиль изложения (наверное, его следовало бы назвать «дедуктивным»). В начале непонятно ничего. В конце всё. История излагается в двух направлениях — из настоящего в будущее и из прошлого в настоящее.
Происходящее перемежается воспоминаниями... И ближе к финалу возникает ощущение строгости изложения. Наверное, я не точно выражаюсь, но лучше слова мне не удаётся подобрать. "Строгость"... блин, так и крутится на языке #define STRICT. Когда нет ничего лишнего, а всякое, казавшееся лишним и непонятным в начале оказывается очень даже нужным в финале. Как у Станиславского про ружьё на стене. Никаких оборванных сюжетных линий, никаких недосказанностей. Что хотели - то сказали. И сказали, красиво.
© 05.10.2002