Last Exile
Last Exile — одно из самых нетривиальных аниме, появившихся за последнее время. Достаточно оригинальные дизайны, сюжет. Красивая графика.
В общем, вещь «первичная» и обязательная к просмотру.
Начало Last Exile вводит в заблуждение. Столько всего уже снято, что каждую новую вещь вольно или невольно пытаешься сравнивать с предыдущим. Искать схожие черты, заимствования.
Полёты и некоторая, обычно отсутствующая в аниме, фокусировка на деталях напомнила Миядзаки. Дизайны персонажей и палитра — Witch Hunter Robin и Wolf's Rain. Но это всё мелочи. По большому счёту, можно говорить о том, что Last Exile рисовался «с нуля». Всё своё.
Интересный и оригинальный сюжет, метод его «преподнесения» (от частного к общему), плавно вводимые в повествования персонажи — всё хорошо.
Авторы чётко соблюдают стиль. Ни разу не появились ни чибики, ни «крестики на мордах». Жёский, чёткий реализм. Тот самый, который я так старательно ругал. Никаких игр с экраном, временем, сюжетом. Никаких внесюжетных гэгов. Просто повествование. Прямое и линейное, как палка. Устаревшее уже лет на пятьсот.
И впервые, про вещь в подобном стиле я говорю — замечательно. И отсутствие чибиков, если не улучшило, то по крайней мере не ухудшило Last Exile. Получилось Повествование (именно так, с большой буквы).
Действительно хорошо. Ни истеричных злодеев в конце, ни «анимешного финала» (и было всем плохо, и главный герой (героиня) громко закричали, заплакали, и спустилась с небес театральная Deus Ex Mecha, и всё стало хорошо). Просто экранизация научно-фантастического рассказа (повести?). Своя техника, свои принципы работы, свои порядки. И сохраняющиеся со времён Макиавелли, действительно вечные человеческие ценности — Власть, Сила. И борьба за эти «общечеловеческие» ценности. Обычная, вечная как мир, политика. Разумеется, приглаженная. Разумеется, наш правитель хороший, их — плохой. А методы и цели одинаковые.
Разумеется, как во всяком повествовании — не политикой единой двигается сюжет. Есть герои. Вокруг которых всё и вертится. И которые (о радость и счастье!) оказываются не анимешной версией терминатора, а просто людьми. Которые и смеются, и грустят. В меру, так, чтобы не скатиться в другую, столь любимую в аниме крайность,— вечные эмоции, ничем не оправданные, пустые.
Отдельно о злодее. Точнее, Злодейке. Душа встрепенулась. Эстетствующее, злое создание. Которое упивается эстетикой боя и поражения, эстетикой смерти и победы. Которому почти всё равно — достигнет она своих целей, или нет. Главное — красиво. Если быть честным, Маэстро Дэлфинэ не вписывается в общий настрой, в общую канву повествования. Вернее, поведением, своей ролью, ролью безжалостного диктатора - вполне. А вот эстетствующими изысками — нет. Эти изыски несут в себе слишком много своего, перетягивают повествование на себя, приглушают и затеняют сюжетную линию.
Всё хорошо. Но чего-то не хватало.
Не хватило изюминки. Ровное, спокойное повествование — и всё. Закончилось. Финал. «Ни уму, ни сердцу». Да, можно порассуждать о том, как «это всё летало», почему внутренние переборки на кораблях были толще внешних стен. Но это так, поговорить и забыть. Тема для пары тредов в конференциях и форумах.
Last Exile не оставляет после себя ничего. Даже сейчас, спустя всего пять дней после просмотра, мне приходится весьма напрягать воображение, чтобы снова воссоздать атмосферу Last Exile. А обычно, именно эта атмосфера помнится дольше всего, впервую очередь вспоминается, при назывании аниме.
Last Exile больше напомнил фильм, чем анимешную ТВ. Хороший, в меру интересный. Но... Господа, фильм на 10 часов просмотра — не слишком ли?
© 23.10.2003