shounen.ru — обзоры аниме
Tengen Toppa Gurren LagannMononokeZipangNow and then, here and thereKore ga watashi no goshujin-samaGeneration of EvangelionBuzzer BeaterTwin SpicaLovelessSamurai ChamplooGenshikenSoukyuu no FafnerCowboy BebopSoul TakerEikyuu KazokuUltra ManiacMaico 2010

Алфавитный список обзоров© copy rules

Planetes

Planetes. СпутникПрактически все художественные произведения (фильмы/аниме), в которых фигурирует космос, страдают одной нехорошей болезнью. В них совсем нет правды. Космические взрывы бабахают так, что звенит в ушах, корабли (мехи), у которых прекращают работать двигатели, постепенно останавливаются, стремительно летящие могут поворачивать чуть ли не под острым углом. О такой вещи, как траектория полёта вспоминают, дай боже, лишь в каждом пятом произведении.

Полный беспредел. Разумеется, ещё давным-давно было известно, что с Doulby-что-то-там смотреть прикольнее, нежели в тишине. И скоростные манёвры «смесь полёта истребителя и прыжков ниндзя» смотрятся куда эффектнее, чем расчёт траектории движения.

Но всякая эффектность очень быстро приедается. И очередной раз звучащий взрыв космического корабля лишь вызывает затаённую скуку. Потому, что это УЖЕ не эффектно. И это неправда. И это не оригинально. Это никак. Обычная второсортная декорация.

Именно потому «всего лишь» следование законам физики в Planetes воспринимается почти как чудо, как гимн разуму и свету знаний. Да! В космосе звуки не распространяются. Да! Тело, равнодействующая сил на которое равна нулю, двигается равномерно-прямолинейно, а не тормозит как машина с остановленным двигателем. Да! В невесомости сложно и опасно курить, пить надо только через трубочку со смачиванием стенок, а туалет... (ладно, не будем об этом).

Planetes. YuriЭто сделали. Аниме, в котором с максимально возможным правдоподобием воссоздали физику. Не какую-то там особую физику космоса. Просто воссоздали законы физики. Паскаля, Ньютона. Те самые, что изучаются в средней школе.

И получилось просто до изумительного хорошо. Отдельные мелочи, отличающие быт космический от быта привычного, сами по себе ничего не значащие, вместе создают атмосферу правдоподобности. Ту самую атмосферу, которой так не хватает в большинстве фантастических произведений (особенно в фильмах, аниме, в общем, во всём, где что-то двигается на экране).

Разумеется, есть масса физических ляпов. Но это именно ляпы, недосмотр сценаристов и аниматоров, а не глобальное махание рукой на физику. И именно потому, что можно указать на ляпы, можно признать — есть к ЧЕМУ можно придраться. Отдельные дырки в заборе, а не две палки в поле.

planetes. PilotВместе с реалистичностью физики, в Planetes и социальные, и политические, и просто человеческие отношения сделаны на удивление достоверно. Фактически, Planetes сейчас, в XXI веке, делает то, что делала научная фантастика в середине прошлого. Пытается предугадать, каким будет оно, будущее. Его светлые и тёмные стороны. Держась в стороне от утопий и антиутопий, без истеричности и маниловщины.

Проблемы не уходят, они обретают новую форму. Терроризм, проблема «золотого миллиарда», диктующего свою волю остальному человечеству — всё это есть. Пожалуй, ещё одно достоинство «Планеты странников» в том, что, говоря даже о такой ажиотажной теме, как терроризм, они остаются предельно реалистичными. Вместо столь любимых голливудом и СМИ образов «бездушных убийц детей и невинных людей» террористы — люди. Пытающиеся защитить свои неотъемлемые права ценою и своей и чужих жизней (помнится мне чьё-то высказывание: «неотъемлемые права человека это те, при попытке отнять которые, народ выходит на баррикады»). Осуществить злым и жестоким методом. Становясь при этом безусловными преступниками. Становясь социальной проблемой, с которой нужно бороться всеми средствами. Становятся олицетворением зла. Но, при этом всё же несущими за собою правду. Диалектика...

Planetes. Hero.В Planetes, помимо фантастической составляющей есть ещё одна. Эмоциональная. Будь это просто футуроспектива, пусть и разумный, но взгляд лишь на технику будущего, что-то, подобное книгам Артура Кларка, Planetes не вызвало бы такого восторга. Максимум — интерес и любопытство.

Великолепно показаны люди. Сомнения, поиск себя и своей роли. Ощущение от сериала меняется вместе с переживаниями главных героев. От средней руки розово-пушистой космооперы, до мизантропического «колеблющегося подтолкни».

Космос — символ человеческого могущества, символ силы разума. Но человек приносит с собою всё, что свойственно человеку. И сияние чистого разума, наивные и открытые эмоции, и политику, дрязги, войны, интриги. Человек всюду остаётся человеком. Создающим Венеру Милосскую и обламывающим ей руки. Строящим Александрийскую библиотеку и её сжигающим. Создающим города и уничтожающим их нажатием кнопки. Рождающим жизнь и её уничтожающим. Человек всюду остаётся человеком. Даже в космосе.

Именно через этот, противоречивый, но правдивый фон, в Planetes растёт надежда. Не утопическое «всё будет хорошо», а именно надежда. Пусть, через беды, пусть через войны, через подозрительность и ненависть, но разум всё же идёт вперёд. Из Рима, пусть руками варваров, но всё же идёт в Париж. Из Лондона, пусть руками работорговцев и пиратов, к Нью-Йорку. Пусть руками зэков, но на орбиту Земли. Пусть руками военных, но на Луну.

И вот новая цель — Юпитер.


© 02.10.2004