shounen.ru — обзоры аниме
Tengen Toppa Gurren LagannMononokeZipangNow and then, here and thereKore ga watashi no goshujin-samaGeneration of EvangelionBuzzer BeaterTwin SpicaLovelessSamurai ChamplooGenshikenSoukyuu no FafnerCowboy BebopSoul TakerEikyuu KazokuUltra ManiacMaico 2010

Алфавитный список обзоров© copy rules

X

Камуй нерезаный

Я устроил крестовый поход на концептуальность. На молчание персонажей в ответственные моменты, когда считается, что зритель и так всё понимает, на странные действия преисполненные глубокого смысла, понятного только (может быть) автору и нескольким "избранным" критикам.

Меня такие вещи злили и раздражали, оставляли ощущение потерянного времени и испорченного настроения. Не избежала такой участи и муви Иксов.

Садился смотреть ТВ я с глубочайшим предубеждением. Я был почти (да, что там, никаких почти) уверен, что это будет долгая, пустая, пресыщенная "заумными" образами нудная ТВшка.

Я недооценил CLAMP.

Низко склоняюсь в поклоне, прошу прощения. Иксы великолепны.

Первые три-четыре эпизода я был вполне уверен в своих ощущениях. Молчаливые герои (с Камуи во главе), странные действия без объяснённой мотивации. Все атрибуты того, что я не люблю...

И вдруг переломилось. Я сейчас специально пересмотрел начальные серии. Я так и не могу сказать, от чего вдруг. Почему "пустопорожняя концептуальность" вдруг стала осмысленной. Наверное, это просто как вода, переливающаяся через край. Никто не знает, какая капля окажется последней.

Что я увидел в Иксах.

В [X] я увидел осмысленную концептуальность. Да, именно осмысленную. Не просто "псевдоумные картинки", а действительно идеи, стройные концепции, проявляющиеся на каждом шагу. Не "пальцевание" образами, не просто внешние формы, а проявления внутренней сути. Вот это ключевое. Не образы определяют содержимое, а содержимое диктует образы. Они осмысленны. Они прекрасны. Но при этом всего лишь средство постигнуть происходящее, воспринять атмосферу.

Каждый кадр, каждое движение и слово - шедевр. Преисполненные эстетикой, эстетикой от того не навязчивой, что объяснённой.

Каждое мгновение, каждую секунду идеи. Одновременное сочетание образов разной степени глубины. От простейших (в восприятии) графических, до довольно сложно распознаваемых - чего стоит одна идея о техническом гении, служащем во имя разрушения техногенной культуры и возрождении планеты вне её. Извечная проблема мудреца, страдающего от того, что знает будущее, обрела плоть и кровь, слёзы и страдание.

Теперь немного о структуре сериала. Ломка всех канонов. Традиционно, "чузен ван" шаг за шагом, обретая всё большее могущество, встречается с всё более и более сложными проблемами. Растёт драматизм. Если была комедия, она уступает сцену трагедии. Таких примеров - сотни и тысячи. Иксы не такие.

В иксах нет "прокачки". Там герои известны с самого начала. Их силы почти не изменны.

И самое главное - нет нарастания драматизма. Каждая серия - это отдельная история, очень и очень мало связаная с другими. Я про те, срединные серии, когда одни драконы сражались с другими.

Именно собственно эти "мини-истории" и привели меня в восторг. Большая часть того, что написано выше и будет написано ещё относится даже не к саму Иксу, а именно к этим сериям.

Обычно в аниме, в те моменты, когда зрителя должно "пробрать до костей", когда его зовут сопереживать героям, сами герои уже давно стали привычными, их полюбили.

Их беда - своя беда. Их жалко, их слёзы вызывают ответные на глазах у зрителя.

Иксы... Да, слёзы, да, искренние чувства - радость, надежда, тревога, боль обид. Но... Нет героев. Эмоции сами по себе. Герои - всего лишь маникен для примерки. И это не картонная шаблонность. Потрясающее ощущение - когда эмоции чувствуешь в рафинированном виде - без всяких дополнительных условий. Им, этим чувствам и этим маникенам не сопереживаешь. Просто восхищаешься изяществом линий, красотой и гармонией композиции. Может, даже примеряешь особо понравившийся наряд. На глазах слёзы. А в душе ликование - какая красота! Как изящно!

От того, от этого "просто любования" и восхищения и появляется странное впечатление светлости и доброты сериала. Это эстетствование возведённое в абсолют. То, что раньше только-только появлялось в Tenshi Kinryoku, тут расцвело в полную силу.

Ещё немного про эстетику. Всё преисполенно ею. Не гнусный реализм, убивающий желание смотреть и терпеть выходки автора, а изящный концептуализм, не уходящий в фантазии, остающийся в некоторых рамках, но всё же дозволяющий себе "рассказывать правду, ничего кроме правды, да не всю правду". Показывать избранное, но так, что от этого захватывает дух.

Каждый кадр, каждое движение - красиво. Не просто функционально, а преисполненно образности, изящества.

Будь я подростком... Как-то я уже писал о Кируэ, мол, был в моём детстве момент, когда я ощутил эстетику впервые. Не красоту, а эстетику. Какой-то злой беловолосый персонаж. Меня поразила его горделивая независимость от всех и вся.

Если бы я тогда увидел X TV, то, гарантирую - влюбился бы в это аниме по уши. Все те образы, что так сильно и глубоко меня задевали в прошлом теперь явились в потрясающем масштабе и детализации.

Немного о графике. Присутствие CG впервые не раздражает. Оно есть. Но не выпячивается, гармонично сочетается с дизайнами персонажей и вещей. Если бы всё CG в аниме было таким же - кто бы был против?


© 18.09.2002