shounen.ru - Рассуждения про аниме
Что я жду от аниме?О жанровых предпочтенияхАниме в России. Год 2005Что такое аниме?Одиночество во время просмотраЗаконы этикиМахо-сёненToransforma vicutoriАниме. Вопрос доверия.Настроение просмотраOpenings & EndingsПалитраЧто смотримKill Bill. Гайдзины и аниме"торкнуло"концептуальностькавайЭпосАтмосфера...Слои в анимеTV vs OVAРеализм давить...Давить!Боевой духПродажа анимеФэнсервисJRPG: Grandia2Seiyuu: Mirayama Yuko

Кавай да

Термин kawaii в русскоязычном восприятии сначала потерял значение «симпатичный», приобретя вполне чёткое значение — анимешный, кавайный, одним словом. Передать смысл того, что вкладывают в это слово сложно, хотя я об этом уже писал ранее.

Из японского слова "kawaii" произведено слово «кавайный».

А что такое тогда кавай? В русском языке?

Достаточно полистать ru.anime для того, чтобы понять — появилось новое слово - кавай. С ещё не вполне определившимся смыслом, но уже появившееся.

«Слишком много кавая не бывает».
«Японцы вырастают в атмосфере кавая».

Это цитаты из эх. Что же такое кавай? Не «симпатичность» точно.

Став существительным, «кавайный» потеряло свою направленность на кого–то («ой, какая кавайная сёдзе») и обрело наименование атмосферы в аниме. Кавайная атмосфера не означает, что «атмосфера симпатичная», это означает, что общий настрой аниме направлен на что–то такое милое и пушистое. Не столько персонажей, сколько на светлую и добрую атмосферу, царящую в отношениях.

Кавай является противоположностью тяжёлому и мрачному «взрослому и серьёзному» (как по глупости называют его новички) аниме.

И в то же самое время является основой аниме, выделяющим его из всей остальной массы анимации. Делающим аниме — тем, что оно есть, а не «анимационным фильмом производства студии Big–X».

На самом деле всё, что я испытывал к аниме (ну, кроме Евы, пожалуй) относится именно к каваю. Ни одно аниме с серьёзными и угрюмыми character design'ами, с мрачноватым (и нудным) реализмом, ни одно меня не торкнуло. Да, конечно, Battle angel alita сильная вещь. Но разве она торкает? Разве создаёт ощущение растворения в происходящем, наслаждение от просмотра? Миядзаки - безусловный гений. Но разве он в своих работах создаёт эту самую «анимешную» атмосферу? Нет.

Попробую (пока у меня у самого ещё нет уверености) предположить: торкает не аниме, торкает кавай. А уж сюжет, музыка, концептуальность и иже с ними — довершают дело.

Скажем так (это я всё ещё сам до конца не понимаю) — кавай создаёт НЕОБХОДИМУЮ почву для того, чтобы аниме торкнуло. Кавая может быть выше крыши — и он всё же не будет торкать. Но вот чтобы аниме без кавая — и вдруг, действительно по-анимешному понравилось... Это врят ли. Наоборт, конечно, бывает. Когда кавая по уши (такие большие заострённые на кончиках ушки-ня) — а не торкает. Да и примеры есть ( Mahou Shoujo Neko Taruto, Mahoromatic).

Вещи без кавая воспринимаются как фильмы. Самые обычные фильмы. С соответсвующим подходом к их просмотру. Они, конечно, могут понравится. Но тогда можно точно сказать за что нравится.

Может, конечно, это большая предвзятость, но от фильму я не верю. Слишком много вокруг пустой штамповки, совсем никому не интересной, но всё же продолжающей своё существование. Фильм должен переломить коросту обыденности, доказать, что он из себя что-то представляет. И только тогда скажут — да... Сильная вещь. Только вот я не помню фильмов, которые бы смотрелись запоем и при этом оставляли после себя впечатление. (Да и вообще, не припомню фильмы, которые я смотрел бы запоем)

Именно потому, аниме снятое в «серьёзном», реалистичном стиле оказывается в положении почти изгоя. Это фильм. И отношение к нему — как к фильму. (Очень заслуженное, кстати).

Кавай важен в первейшую очередь как атмосфера. Можно сделать сколь угодно пушистых, длинноухих и очаровательных полу-кошек, полу–девочек, но до того момента, пока у них не будет соответствующего характера, соотвуеющего поведения, кавая не будет. И выглядеть это будет совсем странно. (Такое иногда в додзинзи встречается — вроде все атрибуты кавайности — а не задевает — нет атмосферы, поведения соответсвующего кавайному созданию).

Причём к каваю не применимо слово «комедия». Просто сам настрой кавая требует весёлой атмосферы. Даже не весёлой — просто, радостной. Милые проказы, шуточная грызня второстепенных персонажей, этти — это всё элементы того, что создаёт кавай.

Сейчас я вполне могу сказать, что делает меня отаку. Работы Миядзаки никогда не поменяли бы мою жизнь, не стали источником и собственно смыслом существования. Аниме без кавая воспринимается как анимация. Иногда качественная, иногда глупая, порою забавная. Но просто анимация.

Аниме — это кавай.


©25.10.02