shounen.ru - Рассуждения про аниме
Что я жду от аниме?О жанровых предпочтенияхАниме в России. Год 2005Что такое аниме?Одиночество во время просмотраЗаконы этикиМахо-сёненToransforma vicutoriАниме. Вопрос доверия.Настроение просмотраOpenings & EndingsПалитраЧто смотримKill Bill. Гайдзины и аниме"торкнуло"концептуальностькавайЭпосАтмосфера...Слои в анимеTV vs OVAРеализм давить...Давить!Боевой духПродажа анимеФэнсервисJRPG: Grandia2Seiyuu: Mirayama Yuko

Kill Bill, или не-казуальский взгляд гайдзинов на аниме

О новом творении тов. Тарантино говорить нечего. Очередная лужа крови, рваный сюжет a-la Pulp Fiction, который понятен только после спойлера с задника DVD, прочие спорные преимущества его творчества.

Да и сайт мой не американским боевикам посвящён, а аниме. В Kill Bill есть забавное место, детство японской девочки. Пересказанное в форме анимационного ролика.

Вот, собственно, я об этом ролике и хочу написать. Точнее не о нём, а о его связи с аниме, и вообще, об продвинуто-обывательском восприятии аниме.

Делая маленькое лирическое отсутпление, скажу, что наиболее продвинутая часть казуальского бомонда вполне себе освоилась с понятием «аниме», и вовсе не говорит, что это китайские мультики, или порнография. Аниме вполне пришлось в качестве пряной приправы, и было «воспринято».

Так вот, следы этого восприятия и адаптации в американскую «культуру» явно прослеживаются в финале третьей матрицы, и... в этом самом ролике в середине kill bill.

Этот ролик явно, в полной мере и показывает то, как именно восприняли аниме на Западе. Точнее, показывает какую именно часть аниме. Burudo ja rasuto vamupaie, Samurai X. Кровавые, приближенные по стилю к «махровому реализму», линейные и примитивные как доска. Если в анимешной среде такие вещи выглядят как фэнсервисное потакание инстинктам зрителей, как неспособность создать «что-то большее», то попав за пределы оной анимешной среды, подобные вещи начинают формировать «общественное мнение» (то бишь мнение казуалов) об аниме. Именно они, а не кто-то другой. Именно потому, что именно они — примитивные, бьющие по наипростейшим интинктам, не требующими для восприятия чего-то большего, чем «о, как его порубили! о какое мясо! клёво!» — именно они и были поняты. Принеся за собою брутальную атмосферу.

Разумеется, Тарантино, в погоне за новыми методами визуализации взрезанных кишок, не мог пройти мимо. Тем паче, что с подачи братков Вачовски аниме стало «модным».

Тарантино реализовал. Попользовав самые кровенаполненные сцены. Порою, до стадии почти откровенного плагиата. Кирика, Кеншин, Диланду.

Тарантино в Kill Bill реализовал ТОЛЬКО кровь. Полностью проигнорировав весь контекст, в котором была «кровяка в аниме». И вместо сурового и всё-таки чувствующего Хитокири Баттосая, ищущего справедливости, вместо нервной и издёрганной Диланду, вместо анимешного антуража, дающего смысл и значение всей крови (ну, кроме ластвампайер, гайдзинской поделки), вместо всего этого остались только кадры. Разумеется, задевающие — эстетика анимешной крови пробивается даже через убогий рисунок, никакую сюжетную линию.

И, именно такие вещи делают образ аниме. В бомонде гуляют «слухи» о том, что Тарантино, вслед за Вачовски начинает черпать вдохновение (sic!) из аниме, своевременно выпущенные тайтлы Mezzo Forte/Kite/etc только укрепляют сие мнение.

А то, что в половине аниме вообще кровь не показывают, даже в самых рубательных сценах, то, что настрой «холодного и безжалостного убийцы» вообще говоря в аниме практически не встречается (кто? Токмо Кирика, Хлоя и Ко), им не ведомо.

Да и сама кровь крови рознь. Я знаю только одну сильную вещь, в которой кровь «лилась рекой». Это Berserk. Но там был Замок. И дорога к нему. Берсерк совсем исключительный. А вот во всём остальном, кровь не имеет самостоятельного смысла. Важна реакция персонажей на неё. Вообще, все товарищи, пытающиеся воспринимать аниме с сугубо западных, да к тому же и «аркадно-брутальных» позиций, этого не понимают. Но с превеликим удовольствием смакуют кровь (даже не понимая, что сама кровь - лишь #BB0000, а весь её смысл — эмоции людей). Сие куда более печально. Потому что казуала с его китайскими мультиками и ламера с его «анимэ» отличить легко и просто. За весту попахивает. А вот таких вот, усмотревшихся десяток тайтлов странного и ненормального содержания, уже сложнее.

Они и раньше были — эти «любители концептуального и брутального». (Каюсь, я сам через эту стадию прошёл). Лейн, Гитс, те же ОВАшки Кеншнина — они не первый день вышли. Но раньше это была переходная стадия, пока человек не различит, что же такое — аниме. Более того, это была очень временная стадия. Теперь же, когда сформировался уже устойчивый взгляд, взгляд не ламера, а что-то видевшего, понять его ложность и «прозападность» будет много и много сложнее.

Это ещё один кирпичик в той стене, которая строится между новичками и «приобщившимися». С пионером всё сложнее разговаривать, потому что он уже не «оказавшийся в инородной среде новичок», а «представитель целого класса начинающих анимешников». У них уже появляется первая, зачаточная среда общения, насыщенная этим самым ламеризмом. И если раньше новичок довольно бысто понимал, что к чему, то теперь не так. Уже есть среда, и случайно появившийся в этой ламерской среде «анимэшников» знающий человек, обычно просто уходит подальше, ибо нефиг нервы и клавиатуру в пустую топтать.

Тот раскол лагерей, о котором я писал чуть меньше года назад, таки происходит. Разумеется, не стремительно. Разумеется, не так, чтобы уже знающие и понимающие люди уходили в «тусовку анимэшных ламэров». В этом случае изменения были бы чётко формулируемы и видны. Ситуация хуже. Просто всё большее количество новичков уходит в ТОТ лагерь. Всё меньше (особенно в процентном соотношении) тех, кто таки разобрался с аниме.

Аниме попало в массы.

О последствиях я уже говорил — не буду всё пересказывать. Основное — это появление жёсткого разделения между теми, кто понимает, между анимешниками, и новичками. Разделения, препятствующего притоку новой крови. Истинные последстия станут видны много позже.

Но процесс уже пошёл.


© 08.01.2004