shounen.ru — обзоры аниме
Tengen Toppa Gurren LagannMononokeZipangNow and then, here and thereKore ga watashi no goshujin-samaGeneration of EvangelionBuzzer BeaterTwin SpicaLovelessSamurai ChamplooGenshikenSoukyuu no FafnerCowboy BebopSoul TakerEikyuu KazokuUltra ManiacMaico 2010

Алфавитный список обзоров© copy rules

Призрак в ракушке

Ghost in the Shell

It found voice... Now it needs a body.
... A Stunning work of speculative fiction,
the first truly adult animation film to reach
a level of literary and visual excellence...

С обложки DVD.

Давно у меня чесались руки сказать всё, что я думаю об этом аниме. Ой, давно. И вот, к счастью, я забыл захватить свои диски с аниме. Теперь на работе делать нечего. Вот и появилось время. Так что...

В качестве вступления, объясню почему именно "Призрак в Ракушке". Дело в том, что одним из признаков недоотаку является потребление "Гитса с чипсами". Чипсы меня интересуют мало, а вот о ГиТСе мы сейчас поговорим. Если бы не эта безумная популярность Гитса в массах, то врят ли бы я обратил на неё внимание. Так же как поскипал не воспринимая нинзяскрул, Ninja resurrection и многие другие вещи такого же уровня.

Так как статья является совсем критической и ругающей, я не чувствую себя ограниченным рамками приличий и буду писать всё как есть. Так что на всякий случай поставим спойлер варнинг.

(тут я на несколько минут завис над клавиатурой, задумавшись с чего начать).

Пожалуй, начнём с самой сильной стороны GiTS (раскритиковав лучшее, остальное критиковать куда легче). Это сюжет.

Сюжет

Традиционно, все сторонники Гитса упирают на "киберпанковую составляющую". Мол, какой сюжет. Не могу не процитировать русский текст с ДВДшки. "... но и ярчайший представитель жанра 'киберпанк', который в работак японских аниматоров и режисёров получил даже большее развитие, чем в работах его создателей Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга..." ... Ну что сказать... А Ник Перумов пишет лучше Профессора. А продолжение Евгения Онегина затмевает оригинал. Да-да. Слышали, знаем.

Сюжетик-то прост как три копейки. Если откинуть "псевдоконцептуальную" оболочку, то там едва на маленький рассказик получится. Упаси меня боже пытаться доказать, что сюжет - самое главное. Но раз его позиционируют как основное достоинство, то почему бы не заметить, что "а баклан с короной на голове то голый". Если пытаться пересказать сюжет любого произвольного аниме, то обычно оказывается, что за 3-5 минут (2-3 абзаца) этого не сделать. А с ГиТСом ситуация такая, что сюжет пересказывается практически без каких-либо затруднений. Линейный, можно сказать тривиальный, он более напоминает боевик, чем классическое аниме. Аниме обычно умудряющется сказать массу вещей, вовсе не связанных с сюжетом, но в то же самое время очень нужных для передачи оттенков. Эти мелочи, порою несущие в себе Главную Идею (мда, надо собраться с силами и как-нибудь написать об этой самой Главной Идее), создающие атмосферу, дополняющие сюжет до уровня романа, и определяют интерес при просмотре аниме. В ГиТСе же этого нет. Есть простой сюжет. Если на стене висит киборг - он выстрелит. Если героиня сделала грустное лицо, то это очень важно для развития сюжета далее. Никаких ответвлений, никаких неопределенностей.

Идея "нечто", обредшего жизнь, а теперь ищущего тело, стара как мир. Ну и что, что теперь речь идёт о роботах. Раньше были духи, теперь "искуственный разум". И? Ничего не поменялось. Скучно.

Озвучка

На самом деле надо говорить о двух озвучках. Оригинальном японском звуке и русском переводе.

Для начала поговорим о русском. Сцена погони на рынке. Мат-перемат. Сугубо русский колорит. Половина музыки забита гнусавящим голосом переводчика. От этого становится понятнее сюжет (ибо сознание не отвлекается на осознание концептуальностей да образностей), но становится окончательно скучно.

Японский от русского отличается только отсутствием мата, да более чётко прослушивающейся музыкой.

Если традиционно, сейю являлись одной из сильнейших составляющих аниме, тем самым, что оживляло персонажей, давало силу их эмоциям, то в ГиТСе этого нет. Озвучка там "постольку, поскольку". И ни капли более. Эмоции ровно такие, которые нужны для сюжета. Никаких мелочей, незначительных деталей, что создают персонажа в аниме. По уровню эта озвучка ничем не отличалась от фильма. Действительно, анимационный фильм. Такие же бездушно-отрепетированные голоса, такая же невзрачность. Сейю в аниме - души персонажей. Тут - это тщательно выжатые, пережёванные и стерилизованные ошмётки этих самых душ.

При смене японской звуковой дорожки на русскую ничего принципиально в восприятии не меняется. Всё как было. Только появляется колорит русского мата на японском базаре. (фраза-то какая!).

Графика

Что ж, что нельзя не отметить - графика действительно на высоте. Красиво, изящно. Иногда даже проскальзывает лёгкий, едва ощутимый дух концептуальной графики. Но не более. Утилитарность, выдержанная в стиле реализма, нужная только для одного - передачи сюжета. Схватки (увы, не слишком частые для боевика, но слишком подробные для философской сказки) заинтересовывают. А потом, когда начинают говорить, когда атмосфера боя пропадает - остаётся только тоскливая сюжетная линия. Впрочем, про сюжет я сказал уже довольно.

То, что в боевике воспринимается на "ура", в аниме мало. Стильность персонажа, вполнее достаточная в movie a-la matrix, здесь выглядит как сама собой разумеющаяся. Нужно что-то большее. А большего нет.

Именно потому Ghost in the Shell был воспринят с распростёртыми объятиями на Западе, именно потому принят не как "мультик для психов и увлечённых", а как "первый анимационный фильм, поднявшийся до высот кинематографа".

Лучше сказать снизошедший. Именно потому, что в GitS нет Главной Идеи, именно потому она так легко воспринимается "обыкновенным американцем". Именно потому его так приятно смотреть с чипсами и пивом. С друзьями в кампании. Весело, хорошо. Ну зачем тут ещё какие-то Главные Идеи, умные тонкие мысли, высказываемые косвенными намёками, собирающиеся по чуть-чуть из разрозненных кусочков? Зачем? Ведь к пиву нужно что-то понятное, во что не придётся долго врубаться.


© 15.08.2002