shounen.ru — обзоры аниме
Tengen Toppa Gurren LagannMononokeZipangNow and then, here and thereKore ga watashi no goshujin-samaGeneration of EvangelionBuzzer BeaterTwin SpicaLovelessSamurai ChamplooGenshikenSoukyuu no FafnerCowboy BebopSoul TakerEikyuu KazokuUltra ManiacMaico 2010

Алфавитный список обзоров© copy rules

Mononoke

Самый эстетичный сериал года (особенно в свете нового сезона), да и не только года. Традиционная японская школа рисунка (из которой взяли дух, оставив в покое неправильные пропорции), авторский стиль, отсутствие штампованных художественных заготовок — всё это делает Mononoke маленьким самостоятельным шедевром.

Это не «внутрикультурное явление» (когда для понимания сериала надо посмотреть сотню других), это не попытка обыграть мотив. Это простое, ясное произведение, самодостаточное и не ссылающееся на успешный опыт других авторов.

...

О минусах. К сожалению, в сериале была лишняя арка. Это «европеизированная» арка про «следствие в едущем поезде». Как бы не пытались в этой арке воссоздать антураж сериала вокруг локального сюжета — не получается. Это не японский сюжет. И этот сюжет уже вполне раскрыт другими (не один раз). Да и детективная работа для главного героя не очень подходит. Европейские мотивы, перекликающиеся с современностью, отвлекают, мешают ощущать красоту и совершенство формы. Арка заканчивающается (вместе с сериалом) внезапно возникшим откуда-то морализаторством. Неуместным и лишним. Приподнято-возвышенные, почти патетичные тона в стиле «а ты подумал о своей жизни?» — неправильны. Сериалу нужна не череда восклицательных и вопросительных знаков, а многоточие. Тут не может быть финала, как завершения истории, тут не может быть разговора со зрителем. Не должно быть. Однако, есть. И это немного гасит ощущение начального великолепия и совершенства от формы.

И всё-таки, не смотря на это, сериал эстетичен. Ключевое — это графика. Сдержанный символизм, чуть манерный, понятный и простой. Графические гиперболы: тщательное прорисовывание большой снежинки (1-2-3 штуки), вместо снегопада, яркие краски, единая цветовая композиция пола, стен, потолка, персонажей. Второе — режиссура. Повторы ключевых мест, акцентирование внимание на том, что следует акцентировать, слегка рубленный, настойчивый возврат к «самому главному», лишь только камера и сюжет чуть отклонятся в сторону.

Третье — харизматичность главного героя. Молчаливый персонаж, если он молчит по делу, всегда вызывает интерес, приковывает внимание. Особенно, если он делает то, что должен делать, так, как должен делать. Уверенный в себе, сдержанный, не отвлекающийся ни на какие посторонние детали, холодный, чуть-чуть насмешливый (или просто безразличный?), устремлённый к единственной своей цели и шагающий мимо людских бед, страданий и проблем, хоть и замечая их, но не придавая значения...

Эти три составляющие вместе объединяются, формируют странный гибрид Мефистофеля, Аполлона и Фемиды. Впрочем, такие герои были и раньше — например, скорбно-молчаливая Мию (Vampire Princess Miu), быть может, в какой-то степени, Jigoku Shoujo. Но на всех них лежала печать сюжета и судьбы. Главный герой Mononoke лишён сюжета. Его просто нет. И потому несколько сюжетных арок — математическое многоточие, означающее полное определение последующего через сказанное ранее. Сериал (главный герой?) идёт не считаясь с людьми, хоть и касаясь их судеб и душ.

Впрочем, всё-таки, как человек, главный герой отсутствует. Основное в сериале — это красота. Причём не только красота видимая, но и красота не показываемая. Движения не показываются целиком — лишь фрагменты, особо эстетичные моменты, открывающие «кульминацию движения». Всё остальное — (вынужденная) фантазия зрителя.

Итог — великолепно. Безусловно, великолепно.


[Читать комментарии] [Комментировать]

© 13.10.2007