shounen.ru — обзоры аниме
Tengen Toppa Gurren LagannMononokeZipangNow and then, here and thereKore ga watashi no goshujin-samaGeneration of EvangelionBuzzer BeaterTwin SpicaLovelessSamurai ChamplooGenshikenSoukyuu no FafnerCowboy BebopSoul TakerEikyuu KazokuUltra ManiacMaico 2010

Алфавитный список обзоров© copy rules

I, my, me, stawberry eggs

Сразу же несколько моментов. Если вы не смотрели I my me - прекращаем читать эту статью, идём смотеть. Потому что даже ложка спойлера испортит бочку того рулеза, что таится в I, my, me, Strawberry eggs.

[спойлер варнинг]

Я пишу для тех, кто уже посмотрел.

Особенностью I, my, me... является её "одноразовость". Эта вещь для одного просмотра. Второй раз смотреть её уже не интересно. Вся атмосфера, всё происходящее - это очень завязано на "незнание" зрителем того, что будет дальше. Есть анимешные вещи, которые можно пересматривать. И от этого они не становятся другими. Strawberry eggs так смотреть нельзя.

Их надо посмотреть один раз. Не отрываясь, не отвлекаясь. Сосредоточившись на происходящем.

Теперь собственно о том, что меня задело в Strawberry eggs. (На этот раз спойлер варнинг окончательный). Это описание чувств подростка, ощутившего нестандартность своих сексуальных предпочтений. Впервые! Впервые за всё время просмотра аниме я видел _проблемы_ подростка. Так получилось, что яой в силу своей "женской специфики" был или романтичной комедией, или чем-то безмерно концептуальным и далёким от жизни. И в том и в другом нет места такому глупому ощущению: "как? Я люблю... не мужчину, а женщину? Я, девушка? Как же так?". В концептуальности, в силу природной извращённости её проявления, таким сомнениям нет места. А яойная комедия, пусть даже такая серьёзная, как Gravitation, не сможет должным образом показать момент сомнений. Иначе это будет не яой. А что-то совсем другое, предназначенное не для девушек.

И так получалось, что возникало ощущение - каждый пятый бисёнен в аниме - яойщик. С одной стороны это не могло не радовать, с другой... А вот о другой я буду говорить сейчас особо.

Можно сколько угодно говорить про лояльность по отношению к гомосексуалистам в Японии. Но я никогда не поверю, что там это норма. Что к двум обнимающимся мальчикам (девочкам) отнесутся так же спокойно и с пониманием, как к гетеросексуальной парочке.

Не бывает так. Просто в силу очевидного факта, что гетеросексуальная ориентация является "дефолтовой", ориентацией по-умолчанию. И всякий, кто выходит за рамки "нормы" - уже преодолевает некоторое сопротивление. Скорее даже внутренее, а не внешнее.

Вот этого аспекта я пока так и не увидел. Даже в Еве - этого нет. Есть смущение, есть отдёргивание руки. Но ровно такое же, как если бы речь шла про девочку с мальчиком.

И вот я увидел это... Простой и незамысловатый вопрос, мучающий своей тривиальностью: "как можно девочке полюбить женщину? Как такое может быть?". Мучения не от сомнения "люблю или нет?", не от глобальных проблем, мешающих любви, а вот от этого, не знакомого натуралам, чувства ломания внутреннего запрета. У каждого с нестандартной ориентацией было это. Момент, когда уже нельзя скрывать это от себя. Когда сам себе признаёшься. Момент очень тяжёлый.

Это из объективного. Это то, что я могу отметить трезвым взором. То, что, имеет ценность не только для меня. Теперь начинается полный субъективизм.

Смотреть я сел в девять вечера. И до четырёх утра. Без перерыва. Я не могу описать полностью что происходило со мной. Это не состояние "торкнуло", которое обычно сопровождает такой просмотр.

Скорее это напоминало состояние, которое ко мне приходит при чтении Мисима Юкио.

Я не слежу за сюжетом. Не слежу за героями. Не особо фокусируюсь на философских отступлениях.

Я просто следую за автором. И вместе с ним погружаюсь в себя. Он в себя, того, молодого и неопытного, ищущего непонятно чего, и боящегося того, что может найти. И я - в своё не слишком красивое детство, в свои тёмные мысли, стыдные фантазии... В то, что не отрывается никому и никогда. Каждый из нас идёт по своему пути. Но его талант, его умение видеть куда дальше, чем видится другим - он помогает и мне.

Со Strawberry было так же. В какой-то момент я вдруг осознал, что с трудом слежу за сюжетом. Отрывочные детали, несущественные и второстепенные, вдруг заполняют всё, становятся тем, ради чего я смотрю. Они подобны направляющим, по которым я скольжу в своё прошлое. Вижу его сквозь призму той чистой анимешной откровенности, которая не боится прозвучать пошло и глупо, говоря "люблю".

Сквозь какие воспоминания я прошёл... Лучше не надо. Просто, подобно любой такой вещи, после неё нельзя продолжать смотреть на мир теми же глазами, которыми смотрел раньше.

Да... В догонку. Не хотелось нарушать слегка отстранённо-восторженное состояние от статьи. И всё же. Как-то тихо и спокойно в I, my, me Strawberry Eggs прошла тема нормальности отношений взрослого мужчины и 14-ти летней девочки. А ведь в Японии "возраст согласия", в отличии от России, далеко не 14 лет.


© 24.06.2002