shounen.ru - Рассуждения про аниме
Что я жду от аниме?О жанровых предпочтенияхАниме в России. Год 2005Что такое аниме?Одиночество во время просмотраЗаконы этикиМахо-сёненToransforma vicutoriАниме. Вопрос доверия.Настроение просмотраOpenings & EndingsПалитраЧто смотримKill Bill. Гайдзины и аниме"торкнуло"концептуальностькавайЭпосАтмосфера...Слои в анимеTV vs OVAРеализм давить...Давить!Боевой духПродажа анимеФэнсервисJRPG: Grandia2Seiyuu: Mirayama Yuko

Эпос

Сначала я хотел написать о том, что такое эпос. Потом, почитав умных людей, понял, что лучше и полнее, чем у них, не получится. Потом, решил написать о том, что такое эпос в аниме. Но, безуспешно потыкав кнопки, понял — толку не будет.

Так что займусь тем, что получается у меня лучше всего - попробую написать чем именно, и почему мне нравится эпос. В аниме.

Для начала, все же в общих чертах там представление о понятии эпос (когда я начинал искать определения, я обнаружил, что это не совсем то, что я ожидал найти):

Повествовательный пласт речи эпического произведения непринуждённо взаимодействует с диалогами и монологами персонажей. Эпическое повествование то становится самодовлеющим, на время отстраняя высказывания персонажей, то проникается их духом в не собственно, прямой речи; то обрамляет реплики героев, то, напротив, сводится к минимуму или временно исчезает. Но в целом оно доминирует в произведении, скрепляя воедино всё в нём изображённое.

Из БСЭ (Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957, с. 45)

Теперь о том, что из этого присутствует в аниме.

В первую и основную очередь это грандиозность событий, их отношение с бытовым мирком героев. Влияние Личности на События.

Это показ в патетичных, возвышенных тонах. Принятие героизма, патриотизма, идейности как высшей духовной ценности.

Эпос требует Героев. Не Лины Инверс, не мелкого и вороватого гопника, который кемперит за углом, качая экспу. Он требует Героя. Того, который откинув в сторону свои интересы, преодолев страх, лень, таки идет. Делает. Потому что надо.

Эпос интересен сам по себе, вне контекста кавая, вне эстетики, концептуальности. Он заставляет серию за серией запускать авишки, притягивает и удерживает.

Rurouni Kenshin (Kyoto Battle), Rave, Gunbuster. Это вещи, в которых эпос особенно силен (хотя, наверное, так нельзя говорить. Лучше «наиболее сильно выражена эпическая составляющая повествования»). Вещи просто удерживающие у экрана, почти силой. Это то, из-за чего я пропускаю сон, из–за чего могу опоздать на работу.

У эпических вещей есть странное и немного неприятное свойство — одноразовость. Именно эпос боится спойлеров. Достаточно хоть чуть-чуть знать сюжет — и половина очарования пропадет. Второй просмотр он приятен, радует душу, красив. Но нет того, почти до дрожи в руках возбуждения. Замечаешь больше деталей, лучше понимаешь сюжет. Но уже не то.

И эпос, на равне с каваем, очень чувствителен к фальши. Чуть-чуть, совсем на волосок лжи, вранья - и рушится карточный домик. Остается только пустое геройствование, нудное и скучное. Лодосы (особливо ТВ) тому ярчайший пример.

Над эпосом проще всего смеяться. Сделайте главного героя тупым, добавьте пару случайностей, которые ему помогли победить. Сделайте врагов комичными. Превратите цели героев в чушь. И вот уже не эпос, а комедия. Смеяться над героями проще всего - они беззащитны.

Частично именно из-за такого смеха и умер как жанр "меха-шоу". Спасители галактики, отважные герои ставшие на борьбу со злом. Одна шутка - и уже не то. И уже меч, доставаемый из руки, стреляющие лазерами глаза - всего лишь потеха публики.

Эпос очень далек от реалистичности. Реалистичность подразумевает подробность, детализацию. Тщательное, объективное воспроизведение всего - слабостей и сильных сторон. Излишняя подробность затмевает собою идею.

Простейший пример. Реалистичный показ войны: окопы, которые копают шесть часов, кровь, оторванные руки, стон. Крик «в атаку!» - и смерть, смерть. Отход на позиции. И опять жара, мат, жажда.

Эпос. Бой, крик «в атаку!». Умершие товарищи. Слезы на суровом лице. Злость. И снова «в атаку!» - и ярость сражения, крики, боевой клич. И радость победы. И горечь потери товарищей. И всё же гордость «Мы Победили».

При том, эпос может совершенно сочетаться с каваем, с комедией. Важно только одно - никаких насмешек «в серьёз» над тем, что делают герои.

Более того, быт, мелочи в жизни (то, что называют «элементы повседневности») только усиливают ощущение персонажа, придают дополнительную контрастность происходящему.


© 01.12.02