shounen.ru - Рассуждения про аниме
Что я жду от аниме?О жанровых предпочтенияхАниме в России. Год 2005Что такое аниме?Одиночество во время просмотраЗаконы этикиМахо-сёненToransforma vicutoriАниме. Вопрос доверия.Настроение просмотраOpenings & EndingsПалитраЧто смотримKill Bill. Гайдзины и аниме"торкнуло"концептуальностькавайЭпосАтмосфера...Слои в анимеTV vs OVAРеализм давить...Давить!Боевой духПродажа анимеФэнсервисJRPG: Grandia2Seiyuu: Mirayama Yuko

Слои в аниме

Пытаться впихнуть аниме в единые каноны, пытаться объединить его по неким признакам, кроме формальных (место происхождения и целевая аудитория), бессмысленно.

Я много пытался себя убедить в том, что мол, «всякое аниме рулез», истиный Хардкорный Отаку должен любить всякое аниме во всех его проявлениях.

И вместе с этим приходило ощущение — я не Хардкорный Отаку. Я просто скромный отаку, которого торкает от некоторых вещей, но есть и такие, которые не нравится.

Некоторое время назад, поднятый разговор в spb.anime.get о «правильной аналитической статье про аниме» как раз и позволил заметить одну очень (для меня) существенную деталь.

Из того, что мне нравится в аниме — это атмосфера, эпос, эмоции. (Впрочем, об этом я уже говорил ранее)

Но ведь аниме — это не только эмоции. Есть Tenshi no Tamago, есть RahXephon, есть масса вещей с сложным и неоднозначным значением. А бывает и просто — банальный фэнсервис, в котором кроме трусиков и «пулюм-пулюмакающих» бюстов ничего нет.

Одной из традиционных особенностей аниме, (в формулировке Михаила Ширингина), является наличие многослойности. Когда аниме содержит в себе, помимо основной сюжетной линии ещё идеи, намёки понятные далеко не всем.

Сколько таких слоёв в аниме, сказать, наверное, может только автор. Если зритель оказывается в той целевой группе, на которую расчитаны шутки и идеи, то его пробирает. Но далеко не всякие такие вещи можно заметить, находясь вне целевой группы.

Одного дико пропрёт от «скролящейся кошки» в ФуриКури (когда кошка подпрыгивая, вылетает в один конец экрана, а появляется с противоположного), другого тащит он наличия китайских забегаловок и китайской же магии в Outlaw Star, третьему намёки на реальные прототипы оружия в FMP кажутся рулезом. У каждого своё.

Наверное, умение увидеть эти слои (хотя бы некоторую их большую часть) тоже следует отнести к свойствам Хардкорного Отаку. Но, как я уже сказал, сам я на сие почётное звание не претендую. И я остаюсь с эмоциями, предпочитая сложные умозаключения изучать в книгах, а не на экране.

Впрочем, наличие шуток не для целевой аудитории не есть свойство самого аниме. И те же «гнутые молотки для гнутых гвоздей» в Чебурашке — тому ярчайший пример. (Ибо шутка рассчитана совсем не на детей, которые рассмеются фразе «гнутые молотки», но совершенно не оценят иронии, предназначенной для взрослых).

Другое дело как и в каком количестве. Когда наличие подобного — исключение, делающее вещь интересной «и взрослым и детям», то это хорошо. Но когда подобные вещи оказываются чуть ли не в каждом втором аниме, то это порождает одну из состовляющих того, ради чего смотрится аниме.

Впрочем, слои — это не только шутки, хардкорные приколы для отаку. Порою в аниме, за внешней формой встречаются и жесточайшие вещи. Серьёзные, заставляющие думать, переоценивать многое. Не всегда такие идеи и мысли можно словами выразить. Это тоже слои.

Именно почти стопроцентная уверенность, что в очередном аниме, первом попавшемся под руку, я увижу не «просто мультфильм», а снова и снова столкнусь с подобного рода вещами, заставляет меня смотреть аниме.


© 18.06.03