shounen.ru - Рассуждения про аниме
Что я жду от аниме?О жанровых предпочтенияхАниме в России. Год 2005Что такое аниме?Одиночество во время просмотраЗаконы этикиМахо-сёненToransforma vicutoriАниме. Вопрос доверия.Настроение просмотраOpenings & EndingsПалитраЧто смотримKill Bill. Гайдзины и аниме"торкнуло"концептуальностькавайЭпосАтмосфера...Слои в анимеTV vs OVAРеализм давить...Давить!Боевой духПродажа анимеФэнсервисJRPG: Grandia2Seiyuu: Mirayama Yuko

TV vs OVA

Попытаюсь изложить некоторые соображения, возникшие у меня в процессе сравнения аниме одного с другим (процесс этот непроизвольный, и в общем случае является практически синонимом для мыслительного процесса).

Прежде всего. ТВ по своей сути является "неспешным повествованием". С классическим построением - завязка, развитие, кульминация.

Причём очень важной (я бы даже сказал принципиальной) особенностью является именно наличие тщательно сделаной завязки и развития.

Более того, аниме использует ещё одну стадию в развитии сюжета. Это "существование". Перед началом "главной битвы", перед началом развития и задолго до кульминации идёт промежуток времени, когда события статичны. Всё происходящее укладывается в пределах одной серии. Этакие "мини-сюжеты".

При поверхностном рассмотрении кажется, что это просто повод растянуть сюжет на жёстко заданную длительность сезона (26 эпизодов). Более того, это действительно основная причина появления таких серий. Но. Любая гениальность гениальна не потому, что ей создали тепличные условия, а, скорее наоборот.

Вместо "мыльной оперы", которую можно было бы ожидать в ответ на Т/З "сделать на 26 эпизодов", авторы (разумеется, не все) предложили другое. Вживание в мир персонажей. Каждая серия - маленькая история. Иногда глупая, иногда забавная. Серьёзность приберегают до Финальной Битвы. Эти истории, каждая сама по себе ничего не значат. Но вместе... Они показывают героев. Показывают их с разных сторон, в разных ситуациях. С ними сживаешься, привыкаешь. Их проблемы - это уже не просто "кровищща на экране" - это действительно проблемы.

Вот это вживание, эти милые подробности, заменяющие собою совместные воспоминания в р/л, они предоставляют возможность передавать полутона. Подготавливают зрителей к тому, чтобы малейшее отклонение от стереотипа было воспринято как нонсенс, значимое событие.

Персонажи, с которыми зритель прожил уже не первый час, становятся самостоятельными. Они выходят из юрисдикции автора.

Вынужден тут чуть-чуть прерваться, чтобы подробнее объяснить этот момент: Если мы рассмотрим краткое произведение, в котором, например, главный герой злодей, вдруг, ближе к концу, оказывается совсем не злодей, а с вполне себе доброй душой, то читатель воспринимает это как данность. И сам переход из злого в доброго ничего не значит. Дело тут завязано на психологии человека. Когда человек впервые встречает другого, он подсознательно ожидает от него чего угодно. Любых действий. Человек находится в стадии "привыкания" к другому. Все действия того самого "другого" будут восприниматься как данное и не оцениваться с позиций "он и вдруг... не ожидал". В книгах, аниме такая же ситуация. Есть промежуток времени, когда любые действия будут восприниматься зрителем как данное. Исходное условие. Только спустя некоторое время, когда персонажи обретут самостоятельность, их отклонение от "дефолтовой" линии поведения будет воспринято как черезвычайщина. Только тогда эмоции, переживания персонажа будут иметь вес в глазах зрителя.

Вернёмся к разговору о ТВ.

Именно эту специфику и учитывают в ТВ-сериалах аниме. Почему, в общем случае не слишком новый сюжет вызывает столько эмоций? Почему появляется сопереживание происходящему? Потому что зритель уже не статичный наблюдатель за мечущимися фигурами на экране. Он - друг персонажей (как бы глупо не звучало в данном контексте слово "друг").

Теперь немного об ОВА. У ОВА своя специфика. Там автор может себе позволить большую скорость изложения, позволить себе более рискованные движения. Это позволяет говорить более сжато, чётко. Быстрее затягивать зрителя из статичных наблюдателей в сопереживающие. И многим ОВА это удаётся. Начинаешь сопереживать. Но сопереживать не персонажам, тем самым, к которым привык, а к фигурам, очерченным стремительными движениями кисти.

В ОВА (и муви) действуют пешки. Безвольные фигуры, подвластные автору во всём. Иногда им удаётся сделаться самостоятельными. Ценою "дематериализации". Из всего персонажа остаётся только скудный набор эмоций, несколько черт. И ничего более.

Теперь о главном, о чём я собственно хотел поговорить. Это 13-ти серийные ТВ. Лишённые возможностей ОВА в "свободоизъявлении", они ничего не могут. Едва зритель начинает привыкать к героям, как уже подходит финал. Остаётся только одна возможность - это показ пешек. И вот, ровными шагами маршируют персонажи Лейн, Хеллсинга, Назки, Мегами Кохусей, Гравитейшн, I my Me...

Я не хочу сказать, что они плохи. Они просто не торкают (Megami Kouhosei исключение - это было моё первое "самостоятельное" аниме).

Ведь состояние "торкнуло" - это вживание в мир персонажей. А как можно успеть одновременно свыкнуться с миром, с персонажами и при этом ещё успеть захватить кульминацию, одновременно, за 13 эпизодов - я не понимаю.


© 06.07.2002